Это не первый случай, когда налоговая вводит ограничения для интернет-бизнесменов. В марте блогеру Валерии Чекалиной (aka Лерчик; более 10 млн подписчиков) предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов более чем на 311 млн рублей. Под руку налогового администрирования попали и другие блогеры, в частности Саша Митрошина: ей еще в 2022 году налоговая предъявила претензию на 200 млн рублей (см. «Кто попадет под прицел налоговой в 2023 году», «Эксперт» № 16 за 2023 год).
Порой доходит и до задержаний. Так, блогер Елена Блиновская, известная как создатель «марафонов желаний», была задержана в конце апреля при попытке выехать в Белоруссию. Блиновскую подозревают в уклонении от уплаты налогов почти на 918 млн рублей и в отмывании доходов.
Представители Следственного комитета РФ рассказали, что Блиновская использовала схему дробления бизнеса: когда собственник без необходимости делит свою компанию на несколько десятков организаций, каждая из которых применяет упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, налоговая, видимо возмущенная махинациями блогеров, в целом ужесточает требования к налогоплательщикам: ФНС предложила Генпрокуратуре России не ждать 75 дней после обнародования результатов налоговой проверки, чтобы возбуждать уголовные дела на должников, в случае если налогоплательщик скрывал имущество и деньги или переводил выручку на аффилированных лиц.
«Претензии налоговой службы касаются злоупотребления льготными режимами налогообложения: когда блогеры с миллиардными оборотами пользуются льготным режимом, предусмотренным для предприятий мелкой розничной торговли — салонов красоты, ресторанов и так далее. Упрощенной системой налогообложения можно пользоваться до оборота в 170 миллионов рублей в год, — говорит Эмиль Юсупов, партнер компании “Интерцессия”. — Налоговая определяет, что имело место объединение в группу нескольких компаний, в том числе ИП, через которых блогеры осуществляют свой бизнес. Если блогер, применяя спецрежим, получил от деятельности таких раздробленных компаний и ИП совокупный доход, условно, миллиард рублей, а заплатил в бюджет шесть процентов от этой суммы, то в случае, если такое дробление будет признано налоговым органом искусственным, условный миллиард обложат НДС (20 процентов) и налогом на прибыль (еще 20 процентов), что в сумме может составить 400 миллионов рублей, и это не считая штрафа в размере от 20 до 40 процентов и пени».
Напомним, за неуплату налога в особо крупном размере (свыше 13,5 млн рублей) грозит штраф до 500 тыс. или в размере заработка нарушителя за три года, а также лишение свободы на срок до пяти лет. Однако лицо освобождается от уголовной ответственности в том случае, если оно впервые совершило преступление и если полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.
При этом штрафы пополняют бюджеты сразу всех уровней; как рассказывает Юсупов, порядок распределения пеней и штрафов (в том числе в части, касающиеся налога на доходы физических лиц) следующий: 40% пеней и штрафов попадает в федеральный бюджет, 43% — в бюджет субъекта федерации, где «прописан» неплательщик, а остальные 17% — в небюджетные фонды.
Рынок блогинга до сих пор остается серой зоной: его масштаб очень сложно оценить. Так, коммуникационное агентство Didenok Team заявляло, что по итогам 2022 года рынок рекламы у блогеров сократился на 40% в сравнении с 2021 годом, до 6,6 млрд рублей. В 2020-м, по оценкам ассоциации The Interactive Advertising Bureau, российские блогеры в Instagram и на YouTube заработали на рекламе 11 млрд. Неясно, учитывает ли она новые площадки, на которые и блогеры, и рекламодатели переключились в прошлом году: Telegram и VK. Да и в целом эти цифры выглядят заниженными: по данным Ассоциации развития интерактивной рекламы, объем российского рынка интернет-рекламы за 2022 год достиг 520 млрд рублей и почти 200 млрд из них пришлось на так называемый инновационный сегмент, куда входит и продвижение через лидеров мнений (Influencer Marketing). Наконец, блогеры зарабатывают не только на рекламе, но и на продажах собственных продуктов: курсов, марафонов и проч. Согласно исследованию Ассоциации блогеров и агентств и сервиса аналитики и управления социальными сетями LiveDune, больше всего среди российских блогеров, которые продают курсы, вебинары и другие образовательные продукты, в прошлом году заработали: Валерия Чекалина ― свыше 1 млрд рублей; Александра Митрошина ― 650 млн; Аяз Шабутдинов ― 600 млн; Оксана Самойлова ― 500 млн; Гоар Аветисян ― 500 млн; Елена Блиновская ― 450 млн; Виктория Боня ― 250 млн; Инна Тлиашинова ― 200 млн; Надин Серовская ― 150 млн. Суммарный доход этих блогеров за год вырос на 948 млн рублей (или на 24%), а общая выручка достигла 4,2 млрд.
Похоже, в ФНС скоро смогут дать гораздо более точную оценку этого рынка.