— А есть бриллианты покрупнее? А то эти мелковаты... На вопрос молодой пары, придирчиво выбирающей колечко для помолвки, продавец утвердительно кивает и спешит достать другой ложемент с золотыми украшениями. Потенциальная невеста, очевидно, хорошо осведомлена о финансовых возможностях жениха, поэтому эффектность украшения ее заботит больше, чем цена. В итоге останавливаются на колечке стоимостью 55 тысяч рублей — все счастливы выбором и улыбаются, включая продавца, которая тут же приглашает пару окинуть взглядом витрину с обручальными кольцами, «просто так», чтобы запечатлеть в памяти варианты.
Для руководства ювелирной сети Adamas, где происходила эта сцена, она лишь подтверждает их собственную статистику продаж: пять лет назад категория украшений с бриллиантами занимала в выручке 25%, а теперь переваливает за 40%. Еще в 2017 году, поддавшись настроениям рынка, сеть делала шаг в сторону более дешевых бриллиантов, а теперь покупательский интерес заставляет восстанавливать линейки с хорошими камнями, то есть весом от 0,3 карат и показателями цвет/чистота 3/3 и даже 2/3, тогда как массовый рынок традиционно работает с камнями 4/6. «Мы поняли, что надо уходить в ту нишу, которую наш бренд всегда и занимал: настоящих, сложных украшений с хорошими камнями, и мы гарантируем покупателям, что качество камней соответствует тому, что написано на бирке», — говорит Дмитрий Баранов, генеральный директор сети, зарегистрированной как АО «1 ювелирная сеть».
Действительно, следование тренду на расширение премиального сегмента украшений исторически закономерно для компании, присутствующей на рынке с 1993 года и известной покупателям именно как солидный «золотой» бренд, так и не пустивший на свои прилавки серебро. К тому же в Ассоциации ювелиров полагают, что это общее направление рынка сегодня, и у него есть две причины: во-первых, расширение производства изделий с бриллиантами в России и повышение их качества вследствие роста конкуренции, а во-вторых, разнообразие дизайнов — ведь за последние годы отечественные производители кратно увеличили штат дизайнеров и художников, стали смелее экспериментировать и создавать новые стильные коллекции. «Практически для каждого покупателя сейчас есть подходящий дизайн, в каждом регионе страны можно найти изделия с бриллиантами с учетом локальных предпочтений», — отмечают в ассоциации.
Впрочем, нельзя не видеть и других рыночных реалий, а именно сдержанную покупательскую активность на фоне СВО, не говоря о застывшем уже несколько лет и даже падающем в тоннаже объеме производства золотых украшений, который, по данным Пробирной палаты РФ, еще в 2018 году составлял 60 тонн, а в 2021 году упал до 51 тонны.