Первичный долговой рынок набирает обороты: на минувшей неделе «Норникель» занял сразу 60 млрд рублей вместо планировавшихся изначально 30 млрд — это стало самым большим объемом среди облигаций с плавающей ставкой, привязанной к RUONIA, за всю историю, а также среди всех рублевых выпусков корпоративных эмитентов в 2023 году. Почти одновременно с займом на 45 млрд рублей вышел «Газпром», на 30 млрд — «НоваТЭК».
Активизировались и эмитенты второго-третьего эшелонов: в апреле и мае целый ряд компаний разместили — или объявили о том, что собираются разместить, — долговые бумаги на общую сумму около 20 млрд рублей. Что касается высокодоходных облигаций (ВДО), частично пересекающегося с третьим эшелоном (к нему обычно относят бумаги с рейтингов ВВВ+ и ниже либо вообще без рейтинга), то в апреле НИУ ВШЭ предположил, что объем таких размещений составит по итогам года 20‒25 млрд рублей.
Softline планировал привлечь 3 млрд рублей, но в результате занял вдвое больше, при этом спрос составил 7,5 млрд, из них на 2 млрд было заявок от частных инвесторов
Спрос на онлайн-бизнес огромен
Пожалуй, из всех бумаг второго эшелона больше всего инвесторы ждали широко разрекламированного размещения облигаций «Каршеринг Руссия», а именно сервиса каршеринга «Делимобиль». Компания планировала разместить выпуск объемом 1,5 млрд рублей на три года и предлагала ставку 12,5‒13%, но в итоге из-за огромного спроса заняла 4,5 млрд (под 12,7%). «Делимобиль» дебютировал на долговом рынке в августе прошлого года, предложив инвесторам трехлетние бумаги с купоном 13% годовых. Сейчас обращающийся выпуск торгуется с доходностью около 12,6% годовых. Привлеченные средства от августовского займа планировалось направить на финансирование операционной деятельности, расширение автопарка и оптимизацию внешней долговой нагрузки. Средства от новых бумаг, как рассказало руководство компании, помогут и дальше развивать бизнес. А он растет: выручка по итогам 2022 года составила 15,2 млрд рублей (против 12,4 млрд рублей в 2021-м), EBITDA — 3,8 млрд (маржа по EBITDA — 25%) против 2,7 млрд годом ранее. В прошлом году наконец-то появилась чистая прибыль в символическом размере 59,7 млн рублей (против убытка в 436,8 млн рублей в 2021-м). Сейчас «Делимобиль» — каршеринг с самым большим автопарком (20 тыс. машин) и самой широкой географией присутствия в России, у него