Выставка, посвященная Надежде Добычиной, где на первый план выдвигается фигура коллекционера, — продолжение серии выставок начала этого десятилетия, рассказывающих о коллекциях братьев Морозовых и Сергея Щукина. Спустя 100 лет после смерти Ивана Морозова и чуть менее 90 лет после смерти Сергея Щукина их коллекции французской модернистской живописи получили статус едва ли не главного достояния России в области изобразительного искусства. На этот период фигура одного из основных коллекционеров русской живописи Павла Третьякова ушла в тень. Отчасти потому, что большинство полотен из его коллекции не имеют международной репутации общепризнанных шедевров. Ее созданием не был озабочен ни сам коллекционер, ни те, кто распоряжался коллекцией после его смерти. Инвестиции во французскую живопись, находившуюся в тот момент на пике развития, с точки зрения обретения посмертной репутации оказались куда более выгодными.
Надежда Добычина — иной тип коллекционера. Она запускает свое «Художественное бюро» — аналог современной художественной галереи — в 1911 году, обладая всего двумя ресурсами: связями в художественной среде и квартирой, которую использует как выставочное помещение. Она родом из провинции. Ее отец занимался шитьем мешков. Все ее состояние на тот момент — наследство мужа. Она не может себе позволить, как миллионеры Третьяковы, Щукины и Морозовы, скупать искусство, какое вздумается, не считаясь с тратами и не стремясь угодить общественному вкусу. Для них даже демонстрация купленных ими произведений искусства — акт благотворительности. Третьяковы, Щукины, Морозовы могут его совершить, а могут предоставить доступ к картинам только избранным. Надежда Добычина инвестирует в искусство по большей части свое время, энергию, художественный вкус и организаторские способности. В фокусе ее внимания — картины отечественных художников, которые в тот период все дальше уходят от академической традиции. Она не только обменивает картины на денежные знаки, но и становится посредником между новым искусством и обществом.
Надежда Добычина начинает предпринимательскую деятельность в искусстве почти одновременно с москвичками Клавдией Михайловой и Кларой Лемерсье. Все три стали создательницами русского арт-рынка, которому суждено было просуществовать очень короткое время: «Художественное бюро» закрылось уже в 1919 году, несмотря на близкое знакомство Надежды Добычиной с членами большевистского правительства. И даже после этого она продолжала помогать художникам продавать их картины. Но постепенно эта деятельность сходит на нет. Ей удалось избежать национализации своей коллекции. Она смогла сама распорядиться ее судьбой. Искусствоведы сравнивают Надежду Добычину с Пегги Гуггенхайм и Бертой Вейль. Еще одна сопоставимая с ней фигура — Гертруда Стайн. Все они не только покупали картины, но и создавали интеллектуальную среду, где художники получали шанс получить признание.