ИT-кадры: они улетели, но могут вернуться

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
9 июля 2023, 13:47

В Россию постепенно возвращаются ИT-специалисты. Это позволит решить проблему дефицита кадров в отечественной хайтек-индустрии и увеличить масштаб задач, решаемых сегодня в отрасли

А. БЕЛКИН/БИЗНЕС ONLINE/ТАСС
Для многих айтишников именно амбициозность задач становится главным стимулом для жизни в России
Читайте Monocle.ru в

Хайтек-индустрия — одна из самых динамично развивающихся отраслей в мире и спрос на профессиональные кадры здесь очень высок — особенно если эти кадры из стран, где хорошее математическое образование

«Они начали возвращаться» — с таким оптимистичным заявлением о приезде российских ИT-специалистов из-за границы выступил глава Министерства цифрового развития Максут Шадаев на форуме «CNews кейсы», ссылаясь на данные рекрутинговых площадок и ИT-компаний.

В ближайшем будущем Минцифры подготовит отчет, подтверждающий тренд на обратную релокацию. При этом тенденцию в министерстве считают настолько значимой и очевидной, что не видят необходимости в объявленных ранее программах по заманиванию айтишников на родину.

Действительно ли можно говорить об обратном потоке релокантов в сфере информационных технологий и как это повлияет на рынок труда в хайтек-индустрии и развитие самой отрасли?

Табуны на выезд

Заявление руководства Минцифры о возвращении ИT-релокантов вызвало бурную дискуссию, участники которой как подтверждают, так и опровергают данные чиновников. Мнения не сходятся даже в оценке числа работников ИT-сферы в стране в целом: ведомство говорит о миллионе человек, однако большинство оппонентов утверждает, что айтишников в стране не менее 1,7 млн.

Считается, что с началом СВО именно ИT-сфера наиболее серьезно пострадала от оттока специалистов, которые, как отмечали некоторые представители отрасли, начали «покидать страну табунами». По разным оценкам, в прошлом году из России уехали от 700 тыс. человек (данные Росстата, в 2021 году этот показатель составлял около 250 тыс.) до 1 млн (данные независимых организаций); примерно каждый десятый релокант из этого эмиграционного потока работал в ИT. Руководство Минцифры уверяет, что за время СВО за рубеж перебрались порядка 10% всех ИT-специалистов, то есть 100 тыс. человек. Однако некоторые участники рынка полагают, что эту цифру нужно увеличить как минимум вдвое: например, в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) сообщали, что только в марте 2022 года РФ покинуло около 60 тыс. айтишников и примерно столько же в апреле. В любом случае стоит признать, что отъезд более 10% всех сотрудников ИT-отрасли стал для нее серьезным вызовом.

Но почему именно вокруг айтишников такой ажиотаж? Дело в том, что хайтек-индустрия — одна из самых динамично развивающихся отраслей в мире и спрос на профессиональные кадры здесь очень высок — особенно если эти кадры из стран, где хорошее математическое образование. Участники рынка указывают, что отток ИT-специалистов за границу наблюдается на российском рынке не первый год. Например, многие уехали в начале 2000-х: тогда айтишникам со знанием английского языка было легко получить рабочую визу. В последующие годы поток то усиливался, то ослабевал, но в среднем держался на уровне 15–20 тыс. человек в год. С началом пандемии релокация стала физически невозможна, зато широко распространился формат удаленной работы, что открыло ИT-специалистам, в том числе российским, новые возможности для поиска работы за рубежом. Однако после начала СВО, особенно после объявления мобилизации, отток резко вырос.

Всех ИT-релокантов можно разделить на несколько основных групп. Первая, довольно многочисленная — сотрудники подразделений зарубежных компаний. Покинув Россию, эти фирмы вывезли в другие страны и свои лучшие кадры. Одна только американская Intel забрала с собой порядка 500 сотрудников офисов и центров разработки в Нижнем Новгороде и других городах. Кроме того, пришлось перебраться за границу и тем российским ИT-компаниям, у которых было значимое число зарубежных клиентов: из-за санкций вести дела и получать платежи от иностранных контрагентов стало очень трудно. Ну и третья категория — те, кто поддался панике: «Все побежали, и я побежал». Эти люди кинулись за пределы страны, не имея ни работы, ни финансовой подушки. Понятно, что чаще всего возвращаются именно они.

Думали, в сказку попали

Руководство Минцифры утверждает, что к настоящему времени вернулось порядка 50% всех уехавших ИT-специалистов. Некоторые опрошенные «Экспертом» представители отрасли считают эти сведения вполне реалистичными. «По моим ощущениям, в Россию приехало примерно 60 процентов айтишников из тех, кто перебрался за рубеж на волне паники в 2022 и 2023 годах, — говорит Дмитрий Гачко, основатель ИТ-компании ITGlobal.com.

Есть и более консервативные оценки. «Согласно данным портала hh.ru, по состоянию на конец июня почти каждый пятый ИT-специалист, покинувший страну с начала 2023 года, уже вернулся, — рассказывает Геннадий Береговский, ИT-директор рекрутинговой компании HeadHunter (hh.ru). — Анализ резюме показал, что 19 процентов айтишников изменили свои данные, вновь поставив геометку “Россия”. Сейчас, летом, в основном возвращаются из Турции (25 процентов) и Казахстана (23 процента). Многие приехали из Грузии и Армении (по 17 процентов), Сербии (13 процентов), а также из Узбекистана, Киргизии, Черногории, Таиланда, Беларуси и с Кипра».

Влияние на этот тренд, безусловно, оказала и принципиальная позиция ряда крупных российских компаний (в частности, Сбера, «Лаборатории Касперского», группы «Т1» и других), запретивших релокантам работать у них в удаленном формате. «Не все смогли адаптироваться к проживанию в другой стране и другой культуре; в некоторых случаях сыграл роль климат, оказался не по бюджету быт», — отмечает Анна Прабарщук, руководитель службы управления персоналом ИT-компании «Газинформсервис». Как сообщил «Эксперту» на условиях анонимности программист Андрей, недавно вернувшийся с Кипра, ключевым фактором, повлиявшим на его решение приехать обратно, стала стоимость детского сада для ребенка, а также дорогое медицинское обслуживание. «Российские специалисты высоко котируются за границей, и в связи с падением курса рубля финансовые условия за рубежом для них могут быть выгоднее. С другой стороны, сам переезд — удовольствие сложное и недешевое, особенно если речь идет обо всей семье, — отмечает Оксана Давлятова, директор департамента по работе с персоналом ИТ-компании “Мобиус Технологии”. — Существует также языковой барьер, другая культурная среда. Но здесь, как говорится, каждый выбирает для себя. К тому же сейчас, когда удаленная работа стала нормой, есть специалисты, которые сотрудничают с российскими компаниями, живя в других государствах. И наоборот, раньше немало айтишников трудилось в международных проектах, оставаясь в России, — правда, сейчас реализовать такой вариант стало сложнее. Так что границу между работой внутри страны и вне ее не всегда можно провести однозначно: локация может быть одна, а компания-работодатель — совсем другая».

Представители бизнеса признают, что принятые ранее меры, включая льготное налогообложение для айтишников, ипотечные кредиты, отсрочку от мобилизации и прочее, действительно поддержали ИТ-индустрию. «Можно ожидать, что в среднесрочной перспективе дефицит кадров в отрасли станет не таким острым, — комментирует Ксения Китайцева, управляющий консультант рекрутинговой компании Get experts. — Пока же российские вузы не успевают выпускать достаточное количество специалистов даже для закрытия текущих потребностей».

«Джуны», «миддлы», «сеньоры»

Доходы, статус и перспективы трудоустройства в ИT-сфере связаны с уровнем квалификации специалиста. Есть три категории: «джуны» (от англ. junior — «младший»), «миддлы» (middle — «средний») и «сеньоры» (senior — «старший»). Чем выше квалификация, тем выше спрос — и в России, и за рубежом. Наиболее востребованы на рынке труда «сеньоры»: для достижения такого положения им нужно проработать в отрасли минимум семь, а лучше десять лет и более. Они тоже уезжают из страны, но реже, чем специалисты начального и среднего уровня. «Сеньор» — это, как правило, человек в возрасте за тридцать, у которого обычно есть семья, дом, машина, пожилые родители. Таким людям сложно сорваться с места, к тому же опытные специалисты часто имеют на родине хорошую должность с высокой зарплатой.

По данным HeadHunter, в начале текущего года средняя зарплата «джуна» в России начиналась от 100 тыс. рублей, «миддла» — от 160 тыс., «сеньор» же мог заработать от 250–300 тыс. до 500 тыс. и более. Такая оплата несколько ниже мирового уровня, но в целом соизмерима с ним, особенно в отношении топовых специалистов. По оценке цифровой платформы Stack Overflow, медианная зарплата в мировой ИT-отрасли сейчас составляет 46 тыс. долларов в год (до уплаты налогов и включая бонусы), то есть примерно 345 тыс. рублей в месяц. Наиболее высокооплачиваемыми являются управляющий инженер (Engineering Manager) и старший руководитель (Senior Executive), зарплаты которых достигают 95–96 тыс. долларов в год (8 тыс. долларов, или 720 тыс. рублей в месяц). Но даже опытному соискателю из РФ получить такую позицию удается не сразу: сначала придется проработать в зарубежной компании определенное время в условиях жесткой конкуренции.

В России же карьерный рост идет быстрее. «За границей заработная плата существенно выше, это основной плюс. Так, разработчик, получающий у нас в стране две тысячи долларов, в Чехии будет получать пять. Однако перспектив роста там гораздо меньше, чем у нас, плюс расходы значительно больше. Здесь же перспективный специалист может довольно быстро сделать карьеру», — говорит Евгений Царев, управляющий российской ИT-компанией RTM Group.

Программисты, аналитики, консультанты

Но российский рынок может предложить не только карьерный рост — он становится все более привлекательным и по конъюнктурным соображениям. Важный мировой тренд — сокращение персонала в крупнейших ИT-компаниях. Опасаясь экономического спада и рецессии, хайтек-индустрия в последние месяцы взяла курс на оптимизацию издержек, что выражается в массовых увольнениях. По самым скромным оценкам, с начала этого года в отрасли лишились работы около 210 тыс. сотрудников, в том числе в таких корпорациях, как Microsoft, Alibaba, Spotify, Amazon, Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ) и многие другие.

Впрочем, это не значит, что айтишники сейчас не востребованы за рубежом. Некоторые сферы ИТ-бизнеса по-прежнему считаются очень перспективными — например, развитие сервисов на основе искусственного интеллекта. И даже с учетом упомянутого выше неблагоприятного экономического фона мировая ИT-индустрия продолжает развиваться. По данным исследования российской образовательной компании «Нетология», выполненного в сотрудничестве с международным коммуникационным агентством Zecomms на основе информации ведущих мировых сервисов по поиску работы, за период с марта по май 2023 года на крупнейших международных рекрутинговых площадках было опубликовано около 820 тыс. вакансий в ИT-сфере. Чаще всего (416 тыс.) специалистов искали в Европе, США (289 тыс.), Латинской Америке (61 тыс.), Азии и на Ближнем Востоке (49 тыс., см. график 1). Среди европейских стран в новых сотрудниках этой весной были заинтересованы в основном Германия (103 тыс. вакансий), Франция (65,7 тыс.), Нидерланды (32,8 тыс.), Ирландия (29,9 тыс.) и Польша (29,2 тыс.). Что касается ИT-специальностей, то, согласно исследованию, сейчас наиболее востребованы специалисты технической поддержки, инженеры-программисты, бизнес-аналитики и ИT-консультанты (см. график 2).

В России же есть своя специфика. По данным «Нетологии», у нас чаще всего ищут 1С-программистов, специалистов по SQL (обслуживание баз данных), веб-разработчиков, инженеров по автоматизации, инженеров по тестированию, системных администраторов и программистов на языках Python и Java. «1С-разработчики сейчас нарасхват в связи с тем, что система “1С: Предприятие” и различные прикладные решения на ее основе активно используются во многих организациях. А с учетом фокуса на импортозамещение применение этих систем и решений только увеличилось, — комментирует Татьяна Смирнова, руководитель Центра развития карьеры компании “Нетология”. — Специалисты по SQL нужны, поскольку данных становится все больше и с ними надо работать всем компаниям независимо от индустрии. С веб-разработчиками история тоже понятная: спросите себя, будете ли вы доверять бизнесу, которого нет в интернете? Бизнес обязан присутствовать в онлайн-пространстве, а веб-разработчики как раз те люди, которые помогают ему это сделать».

Обучить новичка

Проблема нехватки кадров в российской хайтек-индустрии существует давно, и отток специалистов, безусловно, ее обострил. Еще в 2019 году глава компании 1С Борис Нуралиев говорил «Эксперту», что в стране не хватает миллиона ИT-специалистов. «В России сейчас чуть больше миллиона айтишников, в то время как их должно быть порядка двух миллионов», — рассказывал он во время запуска образовательного проекта в одной из школ Великого Новгорода.

Однако, как мы упоминали выше, самый острый дефицит кадров наблюдается среди сотрудников среднего и высшего звена, зато новичков даже слишком много. «Мы имеем сейчас переизбыток кандидатов на позиции junior с завышенными ожиданиями по зарплате и низкой квалификацией, не позволяющей брать их на работу», — пишет в своем телеграм-канале Валентин Макаров, президент ассоциации разработчиков программного обеспечения «Руссофт».

«Спрос на ИT-специалистов в России стабильно высок, но многие работодатели не готовы обучать сотрудника и ждать, — подтверждает проблему Елена Суховей, генеральный директор маркетплейса “Максмарт”. — В наше быстро меняющееся время “здесь и сейчас” — важный фактор. Компании хотят быстрых результатов, поэтому им проще взять опытного сотрудника. Например, в отрасли критично не хватает DevOps-инженеров (специалистов, занимающихся созданием программного продукта на всех этапах, от написания кода до тестирования и выпуска. — “Эксперт”), которые являются связующим звеном между системными администраторами и разработчиками. Системным администраторам часто недостает квалификации и знаний, а те, кто изучил азы разработки, уходят на следующую ступень, становясь разработчиками. Зато молодых тестировщиков и специалистов технической поддержки, которые окончили специализированные курсы, но не стали получать высшее техническое образование, в избытке. Часто компании отказываются от таких кандидатов, так как считают, что польза от них минимальна». Участники рынка уверены, что в сложившейся ситуации следует стимулировать образовательные учреждения готовить не только ИT-специалистов начального уровня, но и высококвалифицированных профессионалов, которые после прихода в компанию сразу смогут взять на себя серьезные должностные обязанности.

Кадры для растущего рынка

Возвращение ИT-специалистов сейчас очень кстати для российского хайтека, который растет на волне импортозамещения. По оценкам правительства РФ, за 2022 год российские ИT-компании получили 2,38 трлн рублей выручки, что на 35% (615 млрд рублей) больше, чем в 2021-м. О динамичном развитии бизнеса и существенном увеличении выручки говорят крупные российские ИT-компании, в частности «Новые облачные технологии», «Лаборатория Касперского», Postgres, Т1, РДТЕХ и многие другие (см. статью «Санкции ускоряют российский софт», «Эксперт» № 19 за 2023 год). И в ближайшее время подъем отечественного хайтека продолжится: по данным ассоциации «Руссофт», объем продаж российского программного обеспечения в стране в текущем году вырастет на 36%, примерно такая же динамика прогнозируется и на 2024 год. «Сейчас постоянно появляются новые ИТ-компании. Невзирая на уход западных вендоров, рынок не просел, российские предприятия получили больше возможностей и активно развиваются, — комментирует Ксения Китайцева. — Интересный пример — game development (развитие игровых продуктов. — “Эксперт”). Многие ожидали, что этот сегмент столкнется с серьезными сложностями, но он получил поддержку как государства, так и крупных компаний и продолжает существовать в нашей стране, несмотря ни на что».

По словам Романа Копосова, заместителя директора консалтинговой компании «АРБ Про», сегодня ощущается приток заказчиков по таким направлениям, как создание программного обеспечения на заказ, аутсорсинг, поддержка различных систем и оборудования. Одновременно развиваются сегменты, связанные с искусственным интеллектом, созданием нейросетей, управлением большими данными, облачными решениями, кибербезопасностью и прочим. Реализация этих проектов требует новых рабочих рук. «Мы не сворачиваем проекты по цифровизации, наоборот, идем в активную фазу реализации программы “Умное производство”, поэтому нам очень не хватает разработчиков программного обеспечения, системных аналитиков и архитекторов, — говорит Мария Прокушева, начальник управления по персоналу компании «НЛМК-Информационные технологии».

Некоторые российские ИT-предприятия даже заговорили о создании специального «релокационного пакета», чтобы стимулировать дальнейшее возвращение сотрудников на родину. «Во многих местах такие релокационные пакеты уже имеются», — рассказывает Ринат Гаффаров, ведущий менеджер по подбору персонала ИT-компании Innostage.

Интересно, что для многих айтишников именно амбициозность задач становится главным стимулом для жизни в России. «Сейчас одна из основных кадровых тенденций в ИT — интерес сотрудника к проекту и продукту, над которым придется работать, — отмечает Елена Суховей. — Необходимо кандидата заинтересовать — это основная мотивация для высокой производительности труда и в конечном счете успеха проекта. Настоящие профессионалы сегодня на первое место ставят не деньги, не социальные условия, а именно продукт. Если он не “цепляет”, высококвалифицированные кадры привлечь не удастся».