Тренд на импортозамещение закономерно привел к дисбалансу на рынке труда. По данным HeadHunter, число вакансий инженеров стабильно растет на протяжении двух лет, только за первые два месяца 2023 года динамика составила почти 50%, тогда как число резюме в этой же сфере сократилось на 6%. В дальнейшем кривые спроса и предложения могут разойтись еще сильнее. В России примерно 460 тыс. промышленных предприятий, и значительная часть из них, от 10 до 100% в разных отраслях, лишились доступа к импортным технологиям, а значит, стали нуждаться в специалистах для выстраивания новых производственных процессов.
Быстро закрыть эту потребность не получается. Несмотря на то что рост спроса на ИТР был предсказуем и давно значился в стратегических планах (программа модернизации на основе инноваций была представлена в 2009 году, а разговоры о необходимости диверсификации экономики начались еще раньше), нынешняя ситуация с большой нехваткой «физиков» все равно оказалась форс-мажорной. Увеличение числа бюджетных мест на инженерные специальности в вузах не спасает. В 2022 году Минобрнауки РФ было вынуждено продлить сроки приемной кампании из-за недобора желающих поступать на технические факультеты; в 2023-м с большой долей вероятности произойдет то же самое. Число участников экзамена по профильной математике по сравнению с прошлым годом сократилось на 20 тыс. человек (с 302 тыс. до 282 тыс.), при том что численность населения в возрастной группе нынешних выпускников увеличилась вследствие подъема рождаемости в середине 2000-х. Учитывая, что чуть больше 20% выпускников ежегодно проваливают экзамен, необходимые баллы наберут порядка 226 тыс. человек, примерно на 20 тыс. человек меньше, чем требуется.
Обсуждая эту асимметрию, эксперты говорят о проблеме низкого качества преподавания математики и физики в школах, а также о снижении мотивации у современных молодых людей работать в реальной экономике на ответственных должностях: например, в радиоэлектронике, по данным Минпромторга РФ, остаются в профессии только пять процентов выпускников профильных факультетов.
Быстродействующих рецептов для решения проблемы дефицита инженеров пока не придумано. В апреле этого года парламент Татарстана внес в Госдуму РФ законопроект, в котором предложил обязать студентов-бюджетников отрабатывать три года по распределению, а в случае отказа — возмещать расходы государству на обучение. Однако эта инициатива, навеянная изданным в 1933 году Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР «Об улучшении использования молодых специалистов», с которого началось внедрение уже подзабытого механизма целевого распределения, была подвергнута критике со стороны профильного комитета и пока даже не принята к рассмотрению. Скажем честно: в экономике, в которой сочетаются разные формы собственности, у нее нет шансов.
Больше надежд возлагают на менее радикальные программы с отложенным эффектом. Мы уже писали (см. «Даешь стране технологии», «Эксперт» № 13 за 2023 год).о научно-образовательных центрах (НОЦ), работающих с 2018 года и призванных изменить ситуацию с кадрами в регионах. Сегодня рассмотрим еще один крупный федеральный проект — «Передовые инженерные школы» (ПИШ), который должен направлять студентов естественно-научных факультетов в инженерное русло и в дальнейшем на предприятия реального сектора. Этот новый тип ступени высшего образования утвержден совсем недавно, в апреле 2022 года. Он разработан Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и, соответственно, нацелен на решение общей для этих структур задачи — максимально возможной интеграции научно-образовательного и производственного процессов.
С июля по декабрь прошлого года на создание передовых инженерных школ было выделено 2,5 млрд рублей; финансирование распределялось на конкурсной основе в виде грантов в размере около 83 млн рублей каждый. Всего в конкурсе участвовало 90 ведущих университетов, поддержку получили 30 из них. Победители расположены в 15 регионах, во всех федеральных округах. Пул индустриальных партнеров представляют 40 крупных предприятий, которые специализируются на авиационной и ракетно-космической тематике, ядерной энергетике, биотехнологиях и сельском хозяйстве, машиностроении, химической промышленности, медицинском приборостроении, информационных технологиях. Среди них КамАЗ, «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «Сибур», «Татнефть», «Газпром нефть», Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная приборостроительная корпорация, «Ростех», «Росатом» и другие. Общий объем инвестиций корпоративного сектора в передовые инженерные школы в прошлом году превысил три миллиарда рублей.
Первое полугодие работы ПИШ оценено профильным министерством со знаком «плюс», финансирование проекта на 2023 год выросло в четыре раза и превысило 10 млрд рублей. Гранты теперь будут распределяться не равномерно, а в зависимости от результатов
Гарантии и бонусы
В вузе передовые инженерные школы стоят на одном уровне с факультетами, но представляют собой межфакультетские подразделения, в которых реализуются образовательные, научные и технологические программы. В отличие от классических факультетов, которые, как правило, являются монодисциплинарными, ПИШ по большей части нацелены на научно-технологическую повестку и создание востребованных продуктов. Образовательная функция школ состоит в обучении студентов не только инженерной теории, но и реальному созданию востребованных продуктов в профессиональных командах предприятий-партнеров.
В большинстве вузов ПИШ — это инженерная версия магистратуры. В школу поступают студенты, которые окончили бакалавриат по естественно-научным направлениям и намерены строить карьеру в высокотехнологичном производственном секторе. Во время обучения они получают необходимый инструментарий для предметной работы, цифровые навыки (программирование, методы ИИ), а также курсы, ориентированные на конкретную область деятельности, которые, как правило, читаются представителями партнерских компаний. Общим для всех магистратур ПИШ является сквозной курс системной инженерии. В некоторых вузах передовые инженерные школы представляют собой полноценные факультеты с программами бакалавриата, специалитета и магистратуры. Зачастую студенты ПИШ получают повышенные материальные бонусы. Например, «Ростсельмаш — партнер школы Донского государственного университета — выплачивает магистрантам стипендию в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц «в зависимости от успеваемости. Приезжим из других регионов оплачивается аренда квартиры либо предоставляется жилье в новом кампусе вуза.
Прикладная ориентация
В школах создаются центры компетенций (технологические платформы), где команды из вузов и индустрии ищут пути преодоления конкретных научно-технологических барьеров с целью развития своих инженерных направлений. Центры ориентированы на решение прикладных задач; их инфраструктура позволяет создавать линейки продуктов, которые компании-партнеры впоследствии будут выводить на рынок.
Например, в передовой инженерной школе Новосибирского государственного университета (НГУ) действуют пять техплатформ: биотехнологии, геофизика для нефтегазового сектора, космическое приборостроение, оптическая сенсорика, экология и вторичное использование сырья. В числе реализованных проектов — запуск на орбиту Земли спутника «Норби-2», создание платформы геофизического мониторинга на основе распределенных оптоволоконных датчиков и систем биоинформатики для генной инженерии.
В школе Университета ИТМО готовят к запуску в пилотное производство усилителей для строительства трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск — Владивосток, разрабатывают модель гирокресла для людей с ограниченными возможностями, датчики онлайн-мониторинга уровня глюкозы; а также спектрофотометры для «Татнефти» и волоконно-оптические фильтры для систем квантового распределения ключей по заказу РЖД.
В ПИШ МФТИ студенческие инженерные команды создают радиолокаторы, беспилотную авиацию, автономный транспорт. В школе «КиберАвтоТех» Казанского федерального университета — электромобили совместно с КамАЗом.
Каждая школа выбирает себе тематический профиль в зависимости от отраслевой принадлежности индустриального партнера. Из 22 направлений наиболее востребованными оказались «Авиационная и ракетно-космическая техника» и «Цифровые технологии (в них задействованы по четыре ПИШ), а также «Биология и биотехнологии в сельском хозяйстве», «Медицинское приборостроение», «Двигателестроение», «Искусственный интеллект и цифровые технологии» (по три ПИШ).
Лидерам — полмиллиарда
Для самих студентов обучение в передовых инженерных школах дает почти гарантированные перспективы трудоустройства после вуза. Предполагается, что большая часть из них останется работать в партнерских организациях, в которых они приобретали первые инженерные навыки и проходили внеучебную практику по линии школ. При этом обязательств перед индустриальными партнерами у выпускников не будет — это подготовка не целевая, а по взаимному интересу и свободному волеизъявлению сторон. Как отметил в беседе с «Экспертом» директор ПИШ НГУ Сергей Головин, студент во время учебы получит и необходимые предметные знания, и опыт работы в технологическом бизнесе и в дальнейшем может как встроиться в действующие проекты, так и инициировать собственные.
Первое полугодие работы ПИШ оценено профильным министерством со знаком «плюс», финансирование проекта на 2023 год выросло в четыре раза и превысило 10 млрд рублей. Гранты теперь будут распределяться не равномерно, а в зависимости от результатов работы школ. По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, под результатами следует понимать «эффективность взаимодействия вузов с промышленными партнерами, то, как они подключают студентов к решению актуальных инженерных задач на производстве». В группу лидеров вошли ПИШ ИТМО, Санкт-Петербургского университета Петра Великого, Московского физико-технического института и Томского политехнического университета. Они получат гранты в сумме 514 млн рублей каждый. Во второй группе 20 вузов с финансированием по 348,221 млн рублей; в третьей — шесть вузов, которые получат по 182,440 млн рублей.
Уже известно, что программа передовых инженерных школ будет масштабирована и вскоре последует вторая волна отбора вузов для создания ПИШ. Сколько их всего потребуется — зависит от темпов реализации программ импортозамещения, а также от активности индустрии в освоении новых ниш, на которые в российском сегменте ввиду санкций не претендуют западные компании.
Мировые качели
В отечественной истории это уже третий виток подъема всеобщего интереса к инженерии. Первый случился почти сто лет назад, в пятилетку 1929‒1933 годов, когда подготовка ИТР также была признана делом государственной важности; второй — в послевоенное время. Оба периода оказались продуктивными. До Великой Отечественной войны были созданы передовые для того времени гусеничный трактор СХТНЗ-НАТИ (в 1937 году удостоен гран-при Международной промышленной выставки в Париже), танк Т-34, штурмовик Ил-2, ламповые приемники «Рекорд», телевизоры с электронно-лучевой трубкой. В 1950-е годы — ракеты и первый искусственный спутник Земли; получивший гран-при всемирной выставки Expo в Брюсселе автомобиль ГАЗ-21 (первая «Волга»), отмеченные наградами той же выставки самолет Ту-114, автомобиль МАЗ-530, телевизор «Темп-3». А в 1959 году в «Литературной газете» было опубликовано ставшее вскоре знаменитым стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики» — отражение эпохи расцвета технокультуры, которая, кстати, тогда охватила весь мир, а не только СССР.
Сегодняшний «спрос на логарифмы» тоже не локальный, о серьезном дефиците инженерных кадров говорят в США, Великобритании, Германии и во всем Евросоюзе, и даже Китай, пока еще сохраняющий статус мировой фабрики, в 2022 году спешно запустил новый проект по «технической интеграции при подготовке кадров», который призван восполнить нехватку квалифицированных инженеров в промышленности. В ближайшие годы следует ожидать повсеместного взрывного роста инвестиций в инженерное образование и запуска мощных программ, стимулирующих приток свежих сил в индустрию. К этому подталкивает и раскрученное санкциями сегментирование технологических рынков, и ожидание обществом перехода промышленности к более экологичному и безопасному производству.