«Раньше я ездила к дочери в соседний район за 170 рублей. Сейчас поездка стоит 300 рублей, и мне это уже не по карману» — подобных сообщений на интернет-форумах появляется все больше. То, что такси в последнее время сильно подорожало, ощущает каждый, кто пользуется такими услугами. Специалисты аналитического ресурса «Чек Индекс» (входит в компанию «Платформа ОФД») подсчитали, что только за первое полугодие 2023 года средний чек поездки на такси в Москве увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12% и составил 771 рубль. В целом по России рост более сдержанный, но все равно заметный: на 4%, до 435 рублей. Tinkoff Data сообщает о более существенном повышении, но меньших затратах на такси: по данным этой компании, средний чек по Москве за январь‒июнь текущего года подскочил на 15%, до 496 рублей, а по России — на 11%, до 293 рублей.
Цены на услуги такси активно обусловлены как фундаментальными, так и конъюнктурными причинами. Как же их обуздать? И поможет ли решить проблему закон о такси, который должен вступить в силу с 1 сентября?
Курс на триллион
В советское время поездка на такси не воспринималась как будничная история, «наши люди в булочную на такси не ездили». В новой России такси стало ближе к народу, превратившись во вполне массовый сервис: по данным ВЦИОМ, 66% граждан пользуются такси с разной периодичностью в течение года, 29% жителей РФ совершают поездки несколько раз в месяц и чаще.
Внушительно смотрятся и экономические показатели рынка таксомоторных услуг: его ежегодный оборот вплотную приблизился к триллиону рублей, однако динамика нестабильна. По оценкам аналитической компании BusinesStat, в 2019 году совокупная выручка операторов такси в России увеличилась почти на 16%, до 895 млрд рублей. В период пандемии коронавируса этот рынок просел, но всего на 3,5%, до 863,5 млрд в 2020 году. Однако уже в 2021-м не только отыграл падение, но и прибавил, показав в общей сложности рост на 14,6%, до 990 млрд. В ушедшем же году отрасль нажала на тормоз: оборот рынка такси в стране составил 985 млрд рублей, это на полпроцента меньше, чем в 2021-м (см. график 1). И одна из основных причин остановки роста — повышение цен, которое делает сервисы такси менее доступными для широких слоев населения.