Первые данные конъюнктурных опросов российских промышленников в августе показали рост оптимизма предприятий после двух месяцев его снижения: индекс промышленного оптимизма (ИПО) увеличился на три пункта за счет положительной динамики трех исходных показателей и неоднозначного ухудшения четвертого. «При этом ИПО пребывает в плюсе уже 12 месяцев подряд, с сентября 2022 года, и имеет, похоже, неплохой запас прочности», — прокомментировал Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара.
Динамика спроса на промышленную продукцию в августе восстановила положительные значения после июльского провала баланса этого исходного показателя с +6 до −2 пунктов. Текущее значение баланса фактических изменений спроса составляет +2 пункта.
Восстановление положительной динамики спроса спровоцировало рост доли нормальных оценок его объемов с июльских 62% до 66% и снижение доли ответов «ниже нормы». Однако августовское значение этого показателя все-таки значительно уступает подсанкционному максимуму, зарегистрированному в июне 2023 года и составлявшему 71%. Заметим, что исторический (во всех наших 375 опросах) рекорд доли ответов «нормальный» получен в предвоенном феврале 2022 года и был тогда равен 79%.
Планы выпуска улучшились в августе на 4 пункта и достигли +28 пунктов — это максимум с февраля 2022 года.
После снижения во втором квартале инфляционные ожидания населения в июле и августе развернулись к росту. Медианная оценка ожидаемой населением в ближайшие 12 месяцев инфляции, согласно данным опроса ООО «инФОМ» по заказу банка России, в августе увеличилась до 11,5%, на 0,4 п. п. к июлю, вернувшись на уровень первого квартала. На фоне ослабления рубля увеличились ожидания у респондентов как со сбережениями, так и без них.
В то же время наблюдаемая населением годовая (за минувшие 12 месяцев) инфляция продолжила снижаться. В августе она уменьшилась на 0,3 п. п. к июлю, до 13,5%. Снижение оценок наблюдаемой инфляции произошло в основном за счет подгруппы респондентов без сбережений, у респондентов со сбережениями они почти не изменились.
Шоковое повышение ключевой ставки ЦБ 15 августа застало кредитный рынок на взлете. Корпоративный портфель с лихвой компенсировал кризисный провал марта‒мая 2022 года и быстро рос, а розничный портфель лишь в апреле 2023-го вышел на докризисный максимум и также демонстрировал неплохие темпы.
Корпоративное кредитование выросло в июле по номиналу на 2,1%, или на 1,4 трлн рублей, что значительно выше среднего месячного темпа первого полугодия. Росли только кредиты в рублях. В основном их выдавали компаниям горно-металлургической, транспортной, химической и нефтегазовой отраслей, а также сельскохозяйственным предприятиям. Валютные кредиты незначительно снизились. При этом продолжает расти привлекательность кредитов в юанях. По оценке Банка России, в течение июля кредиты в недружественных валютах на сумму 4,5 млрд долларов были переведены в юани. В результате доля юаневых кредитов в валютных кредитах выросла до 20%.
Российский банковский сектор и его клиенты преодолели санкционный кризис 2022 года существенно быстрее, чем три предыдущих (если не считать пандемийный шок 2020 года, который благодаря фронтальной поддержке ЦБ, включая снижение ключевой ставки, кредитный рынок фактически не заметил). В 2008–2009 годах восстановление реального, измеренного в постоянных ценах, кредитного портфеля корпорациям и физлицам после кризисного спада потребовало около трех лет. В кризис 2014–2015 годов восстановление реальных значений кредитных портфелей произошло лишь через четыре года после начала спада, к концу 2018-го. Последний кризисный эпизод был преодолен быстрее: корпоративный кредитный портфель в постоянных ценах восстановился спустя полгода после начала СВО, розничный — спустя год.
Показатели качества кредитов сохраняются на высоком уровне: проблемных кредитов в корпоративном сегменте 3,7 трлн рублей, 6% портфеля, в розничном еще меньше — 1,5 трлн, или 4,8% портфеля.
Рублевые банковские вклады (включая средства на счетах) физических лиц выросли в июле на 518 млрд рублей, а всего за шесть месяцев непрерывного роста они увеличились на 13%, на 4,1 трлн рублей. В то же время валютные депозиты граждане активно переводят в зарубежные финансовые институты (либо тратят или конвертируют в рубли или нефинансовые формы сбережений внутри страны): в российских банках валютные вклады физлиц непрерывно сокращаются уже 14 месяцев подряд, с июня 2022 года. За этот срок они сжались на 40%, или на 29,6 млрд долларов, до 45,3 млрд, откатившись на уровень осени 2008 года.
Чистая прибыль российского банковского сектора в июле составила 327 млрд рублей, что соответствует доходности на капитал около 30% в годовом выражении. По итогам семи месяцев банки заработали уже 2 трлн рублей — это почти столько же, сколько за весь довоенный 2021 год, оказавшийся рекордным по чистому финансовому результату сектора (2,3 трлн).