«Обработку» доработали

28 августа 2023, 00:00
TASS
Одним из базовых индикаторов обновленной Сводной стратегии стало ежегодное увеличение объемов производства до 2035 года в среднем на 4%

Правительство в целом одобрило обновленную Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности до 2030 года и на период до 2035 года. Предыдущий вариант стратегии был принят в 2020 году (см. «Промышленная политика посткризисной России: прибрать к рукам добавленную стоимость», «Эксперт» № 26 за 2020 год). На тот момент обрабатывающая промышленность показывала лучшую динамику, нежели промышленность в целом и ВВП. Безусловно, дополнительным стимулом для роста этого сектора экономики служила необходимость осуществить импортозамещение разного рода продукции, которую Россия не могла покупать на внешних рынках в связи с введенными против нее санкционными ограничениями. Собственно, опережающий рост здесь и начался после 2014 года.

С момента принятия первой версии стратегии многое изменилось. Например, появилось и вошло в обиход такое понятие, как «технологический суверенитет». И уже этого достаточно для того, чтобы отредактировать документ. Такую задачу глава кабинета Михаил Мишустин и сформулировал в начале мая в ходе стратегической сессии по развитию промышленности.

К моменту обновления стратегии обрабатывающая промышленность показывала неплохие результаты: по итогам первого полугодия индекс производства здесь увеличился более чем на 6%.

По словам вице-премьера, главы Минпромторга России Дениса Мантурова, одним из базовых индикаторов обновленной Сводной стратегии стало ежегодное увеличение объемов производства до 2035 года в среднем на 4%. Кроме того, по его словам, «реализация стратегии позволит нарастить долю отраслей обрабатывающих производств в ВВП до без малого 15,5 процента к 2035 году». Отметим, что на момент принятия первой версии стратегии «обработка» составляла около 14% ВВП и держала первое место по объему создаваемой добавленной стоимости.

Добиваться поставленных целей правительство намерено за счет применения широкого набора инструментов по стимулированию инвестиций в обрабатывающую промышленность. Среди них льготные кредиты от Фонда развития промышленности (ФРП), промышленная ипотека, софинансирование НИОКР и проектов обратного инжиниринга, кластерная инвестиционная платформа, предполагающая предоставление долгосрочных кредитов по льготной ставке, госгарантии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений и ряд других инструментов.

Как ранее заявлял Михаил Мишустин, меры, принимаемые правительством, позволят увеличить объем частных инвестиций в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции. «Всего размер вложений за восемь лет должен составить не менее десяти триллионов рублей, включая два триллиона и более — уже в текущем», — говорил он.

Примечательно, что ни в мае, ни сейчас в ходе обсуждения ситуации в промышленности и ее нужды в инвестициях не была затронута тема политики Центрального банка. В частности, использование им в качестве основного средства для борьбы с инфляцией такого инструмента, как резкое повышение ключевой ставки. Все-таки средств Фонда национального благосостояния России, ФРП и прочих завязанных на государство механизмов стимулирования инвестиционной деятельности в промышленности на всех может и не хватить. Стоит иметь в этом арсенале и доступное рыночное кредитование.