Самарская область стала первым российским регионом, где создан научно-производственный центр гражданских беспилотных авиационных систем (БАС).
В НПЦ «Самара» будет организован полный цикл производства беспилотных систем — от научных исследований и разработки необходимых технологий до серийного выпуска беспилотников, включающего в себя изготовление необходимых комплектующих — электрических двигателей, винтов, корпусных изделий, систем авионики и связи, а также программного обеспечения. Кроме того, НПЦ займется разработкой нормативно-правовой базы для обеспечения эксплуатации БАС на территории страны и возьмет на себя функции сертификационного цента бесплотных авиационных систем.
Создание научно-производственного центра БАС именно на территории Самарской области неслучайно: этот регион вполне обоснованно претендует на звание столицы беспилотной авиации России.
Будущее за беспилотным транспортом
Самарский кластер БАС появился по инициативе губернатора региона Дмитрия Азарова. Руководство региона сумело заинтересовать в сотрудничестве одного из ведущих разработчиков беспилотных авиационных систем — компанию «Транспорт будущего» — в реализации крупного проекта на территории области.
В настоящее время эта компания строит в ОЭЗ «Тольятти» завод по производству беспилотников. Под эти цели весной была приобретена площадка более 40 тыс. кв. м. Тогда же заявлялось, что общая сумма инвестиций в проект составит 6 млрд рублей. Однако в июне, в ходе Петербургского международного экономического форума, между правительством Самарской области и компаний «Транспорт будущего» было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках реализации проекта по созданию в регионе полного цикла производства БАС. И тогда же было объявлено, что общая сумма инвестиций в проект составит более 20 млрд рублей. В компании увеличение объема вложений объяснили тем, что подписанное соглашение предусматривает не только строительство завода, но и создание всей необходимой инфраструктуры для проведения летных испытаний, сертификации, обучения персонала. Кроме того, принято решение расширить номенклатуру производства собственных комплектующих для БАС, в том числе массой менее 30 кг.
Комментируя подписание соглашения, генеральный директор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко отметил, что приход компании именно в Самарскую область обусловлен отношением руководства региона области к инвесторам, активностью ее правительства, выгодным географическим положением, а также теми преференциями и льготами, которые были предоставлены проекту. По его словам, уже сейчас на площадке возведено четыре объекта: цеха для сборки двух разновидностей дронов и цех производства структурных элементов БАС.
«Исполняя поручение президента, мы реализуем проект в рекордно короткие сроки. Уже в декабре планируется завершить строительство производственной площадки по выпуску беспилотных летательных аппаратов, за что я хочу поблагодарить наших партнеров», — подчеркивает Дмитрий Азаров.
В Тольятти «Транспорт будущего» планирует выпускать грузовые беспилотники и аэротакси грузоподъемностью 200 кг. Это воздушные суда мультироторного типа с двухуровневой схемой расположения винтомоторных групп для повышения управляемости и отказоустойчивости во время полета. Эти беспилотники способны работать при температурах от −30 до +40 градусов. В планах компании — выпуск беспилотных аппаратов массой до 30 кг. Отдельный блок работ будет связан с агродронами взлетной массой 600 кг.
Что касается целей применения БПЛА, то это, как поясняют в компании, в первую очередь аграрный сектор, например мониторинг и обработка полей. Следующая сфера применения — агрологистика и доставка грузов, а также мониторинг различных объектов, в том числе имеющих значительную протяженность — например, нефтепроводов или линий электропередачи. Грузовые БАС также могут быть использованы службами спасения.
В отношении аэротакси в компании надеются, что оно найдет применение рядом с крупными мегаполисами с высокой плотностью дорожного движения, а также поможет преодолевать расстояния от малых населенных пунктов до более крупных городов, что позволит повысить качество жизни в небольших городах.
Предполагается, что начиная с 2024 года на заводе в Самарской области будет выпускаться более трех тысяч БАС в год.
При этом программа развития беспилотного транспорта не ограничивается проектом компании «Транспорт будущего». Серьезная работа ведется в Центре беспилотных систем Самарского университета имени академика С. П. Королева. Этот вуз входит в научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня «Инженерия будущего». А в самом НОЦ создан межотраслевой комитет по беспилотным системам и технологиям. По словам сопредседателя комитета НОЦ, директора центра беспилотных систем СНИУ им. С. П. Королева Давида Овакимяна, за последнее время совершен серьезный прорыв в сфере программного обеспечения для беспилотных летательных аппаратов, в регионе ряд предприятий малого и среднего бизнеса занимаются производством беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и самолетного типа.
Научный задел по беспилотным летальным аппаратам, созданный в области, во многом способствовал тому, что именно здесь появился кластер БАС, считает Давид Овакимян. Важную роль в этом сыграло и создание сначала НОЦ, а затем и комитета по БАС. «В комитет входят представители науки, образования и бизнеса не только Самарской области, но и других российских регионов и Республики Беларусь. Благодаря такой синергии мы можем интегрировать в наши разработки самые передовые решения».
Так, на ПМЭФ был представлен тренировочный комплекс для обучения операторов беспилотных аппаратов. «Этот учебно-тренировочный комплекс позволяет проводить качественное и эффективное обучение, — говорит Давид Овакимян. — Сегодня у нас закупают не только сами тренажеры, но и права на производство этих комплексов, поскольку на российском рынке подобных изделий практически нет».
Разрешение на взлет
Двадцать восьмого июня правительство России утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 20230 года и на перспективу до 2035 года. Стратегия предполагает, что к 2030 году в России будет создана фактически новая отрасль по производству и эксплуатации гражданских беспилотников. При этом российский рынок БАС вырастет до 1 трлн рублей, увеличившись в 20 раз от своего текущего состояния (подробнее см. «Российские беспилотники: летим к триллиону», «Эксперт», № 28 за 2023 год).
До последнего времени производство беспилотников в России во много опиралось на иностранные комплектующие. Проекты, реализуемые в Самарской области, должны способствовать решению этой проблемы. Как уже было сказано, «Транспорт будущего» на своем заводе будет выпускать комплектующие не только для обеспечения собственного производства, но и в целом для российского рынка. Кроме того, эта компания заключила соглашение о стратегическом партнерстве с группой компаний «ИнЭнерджи» и Фондом поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ). Соглашение предполагает развитие проекта «Металион» по разработке химических источников тока и строительству завода по их производству. В том числе литий-ионных батарей для БАС. В проект планируется инвестировать более 20 млрд рублей, а совокупная мощность опытно-промышленного производства, которое инвесторы рассчитывают построить за год, составит 750 МВт⋅ч в год.
«Аккумуляторная батарея — важнейшая часть БАС, электрического транспорта и других высокотехнологичных приборов. Однако пока эти комплектующие преимущественно поставляются в Россию из-за рубежа и остаются одной из критических точек роста российской отрасли БАС, — говорит Юрий Козаренко. — На сегодня компания активно развивает разработку литий-ионных и иных видов АКБ для БАС, а также работает с сильнейшими отечественными учеными и мировыми лидерами направления. Объединение опыта и экспертизы в проекте поможет ускорить решение общих задач». По его словам, итогом этой работы может стать организация в стране производства отечественных АКБ в объеме десятков гигаватт-часов в год для всех отраслей промышленности.
Серьезный импульс развитию беспилотной авиации в Самарской области придаст введение на территории региона экспериментального правового режима (ЭРП) в сфере эксплуатации беспилотных авиационных систем. Заявка о его введении была направлена в правительство России в марте этого года. Как сообщил министр экономического развития Самарской области Дмитрий Богданов, заявка прошла все необходимые согласования и уже подготовлено соответствующее постановление правительства России.
«ЭПР позволит его участникам применять беспилотники в специальном упрощенном режиме как при производстве и испытаниях, так и для воздушной перевозки грузов, авиационных работ, обработки сельскохозяйственных угодий, мониторинга протяженных объектов инфраструктуры, работы МЧС и многого другого», — пояснил министр в своем телеграм-канале, отметив, что экспериментальный режим вводится на всей территории региона за исключением зон со специальными ограничениями. Экспериментальный режим будет действовать в регионе в течение трех лет спустя 20 дней с даты подписания постановления правительства.
«Многие технологии, создаваемые с нуля, требуют апробации, пилотных применений. Но законодательство сегодня в полной мере не позволяет это сделать. И введение экспериментального режима даст возможность тестировать новые разработки. И то, что такой режим будет введен в Самарской области, конечно, поможет нам быстрее вывести свои технологии, свою продукцию на рынок», — считает Давид Овакимян.
«Самарская область показала высокую адаптивность к существующим реалиям, умение находить новые точки роста, подтверждая статус опорного края страны, — считает Дмитрий Азаров. — Регион сегодня становится драйвером развития беспилотных авиационных систем в России. Введение ЭПР открывает возможности для проведения испытаний новых летательных аппаратов уже в этом году, что позволит максимально быстро внедрять новые технологии в серийный выпуск».