С полугодовым запаздыванием Минэкономразвития разглядело экономический бум в России. В обновленной версии прогноза социально-экономического развития РФ на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов прежние консервативные оценки будущего развития экономики страны решительно пересмотрены. Самой серьезной ревизии подвергнуты инвестиции в основной капитал: вместо гомеопатической апрельской цифры прироста на 0,5% по итогам 2023 года ведомство осмелилось насчитать 6%.
Правда, это все равно меньше, чем уже достигнутый темп роста инвестиций по результатам полугодия (+7,6%). Испугавшись собственной смелости и как будто полагая, что быстрый рост в России может быть только восстановительным, а значит, скоротечным, МЭР на следующие два года «возвращает» инвестиционный бум в спокойное русло (+3%).
Скорректированы вверх и оценки потребления населения (до внушительных +5,4%), подпитываемого шустрым подъемом доходов: реальные располагаемые расходы населения вырастут в 2023 году на 4,3% (а не на 3,4%, как калькулировал МЭР в апреле). Немудрено, что оптимистичной переоценке подверглась и прогнозная оценка ВВП: вместо скромных весенних 1,2% теперь ведомство дает цифру +2,8%.
Заметим, что прогноз этот сугубо бухгалтерский: по итогам января‒августа рост ВВП составил 2,5%, в четвертом квартале прошлого года ВВП притормаживал, поэтому достичь цифры вплотную к 3% прироста можно будет не напрягаясь, даже просто при сохранении нашей экономикой до конца года уже набранной динамики.
По оценке Минэкономразвития, в августе 2023 года ВВП превысил уровень прошлого года уже на 5,2% (в июле превышение было на 0,1 п. п. меньше), а уровень двухлетней давности — на 2,4%.
Тем временем в промышленном секторе в июле‒августе предварительно фиксируется приостановка роста. «В последние два месяца появились признаки приостановки восстановительного подъема, — сообщил “Эксперту” Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института “Центр развития” НИУ ВШЭ. — Вывод об остановке подъема в июле‒августе является предварительным и может быть скорректирован по мере поступления новых данных и уточнения оценок последних месяцев».
Пауза локализуется прежде всего в обрабатывающих производствах, ведь добывающие отрасли лежат на слабо нисходящем тренде выпуска еще с середины 2022 года. «Интенсивное восстановление первой половины текущего года полностью обусловлено динамикой обрабатывающих производств, докризисный уровень производства которых был заметно превышен, — продолжает Владимир Бессонов. — Летом подъем здесь остановился, что и обусловило приостановку подъема в целом по промышленности».
По оценкам Бессонова, динамика производства для видов деятельности, относящихся к обрабатывающим производствам, отличается большим разнообразием. Спад, вызванный введением рядом стран антироссийских санкций весной 2022 года, к лету текущего года был преодолен, и предкризисный уровень производства был заметно превышен. В производстве текстильных изделий, как и в производстве одежды, спад полностью преодолен. В обработке древесины и производстве изделий из дерева с февраля 2023 года наблюдается интенсивное восстановление после глубокого спада. К настоящему времени докризисный уровень производства здесь практически восстановлен. Производство пиломатериалов восстановилось пока примерно на половину, как и производство фанеры, а также бумаги и картона. Кризисное снижение производства древесностружечных плит, как и древесноволокнистых плит, восстановилось полностью. Незначительное снижение производства целлюлозы сменилось стабилизацией.
Металлургическое производство претерпело заметный спад весной 2022 года, после чего восстанавливалось до следующей весны, полностью преодолев последствия спада. В последние месяцы ситуация здесь в целом стабильная. Производство чугуна после заметного снижения полностью восстановилось, как и производство стали. Производство разных видов проката также либо восстановилось, либо несколько превысило докризисный уровень.
Незначительный спад производства компьютеров, электронных и оптических изделий с начала 2023 года сменился интенсивным подъемом, который продолжался до лета. Глубокий спад производства электрического оборудования весны 2022 года также сменился интенсивным восстановлением до прошедшего лета, причем докризисный уровень тоже значительно превышен. Очевидно, здесь заметно влияние спроса в интересах проведения СВО.
В производстве автотранспортных средств после глубокого спада весны 2022 года восстановление началось лишь весной 2023-го. С этого времени преодолено несколько меньше половины спада. Наиболее глубокий спад наблюдается в производстве легковых автомобилей. Здесь с конца весны 2023-го обозначилась тенденция восстановления, однако пока пройдена лишь незначительная часть пути. Ситуация с производством грузовых автомобилей несколько менее драматична. Здесь кризисный спад был менее глубоким, и к настоящему времени он в значительной мере преодолен.
В производстве железнодорожных локомотивов и подвижного состава заметный спад полностью преодолен, докризисный уровень несколько превышен, а в летние месяцы здесь наблюдалась стабилизация.
«Таким образом, в целом по промышленности к настоящему времени докризисный уровень производства восстановлен, и в этом смысле посткризисное восстановление в промышленности завершено, — резюмирует Владимир Бессонов. — Но если под восстановительным подъемом понимать преодоление всех очагов существенного спада в разрезе видов деятельности и основных видов промышленной продукции, а также освоение продуктовых ниш, освободившихся на внутреннем рынке в связи с уходом зарубежных производителей, то такой вывод представляется преждевременным».
Август 2023 года стал рекордным по объему выдачи ипотеки. Кредитные организации предоставили 216,1 тыс. рублевых ипотечных жилищных кредитов на сумму 849,1 млрд рублей, что превысило предыдущий исторический максимум декабря 2022 года на 22,6 и 21,8% по количеству и объему соответственно. Основной вклад в прирост выдач ИЖК обеспечили кредиты на приобретение строящегося жилья. Совокупный объем кредитов по программам господдержки увеличился до 513,4 млрд рублей (+40,7% за месяц) — максимальное значение за весь период наблюдения. Такая динамика может быть обусловлена, с одной стороны, сохранением ставок субсидирования и ожиданием повышения минимального первоначального взноса по программам господдержки, а с другой — сберегательными мотивами: вложения в недвижимость могли рассматриваться как средство сохранения накоплений в условиях ослабления курса рубля.
Средняя ставка по ИЖК снизилась за месяц с 8,25 до 8,04% годовых, что связано с продолжающимся расширением выдач по программам господдержки, доля которых возросла до 60%. При этом повышение ключевой ставки Банка России до 12,00% не оказало существенного влияния на динамику ставок именно в августе, поскольку кредиты продолжали выдавать на ранее одобренных условиях.
В сентябре продолжилось повышение инфляционных ожиданий. Медианная оценка ожидаемой населением в ближайшие 12 месяцев инфляции, по данным опроса ООО «инФОМ» по заказу Банка России, в сентябре увеличилась до 11,7% (+0,2 п. п. к августу). Медиана долгосрочных ожиданий на пять лет вперед поднялась более значительно — до 11,4% (+1,9 п. п. к августу). Ценовые ожидания предприятий возросли до максимума с апреля 2022 года. Вмененная инфляция для ОФЗ-ИН на ближайшие пять лет увеличилась до 8,3%. Профессиональные аналитики также повысили свои прогнозы на 2023 и 2024 годы.
Летом 2023 года сломался тренд растущей динамики денежной массы, наблюдавшийся почти без откатов предшествующие 12 месяцев. Прирост реальной денежной массы (широкий агрегат М2) достиг локального пика в мае на уровне 22% (подобные темпы не фиксировались в РФ с начала 2010-х) и затем пошел на спад, сократившись в августе до 17%.