Представители КазЖд не ответили на запрос «Эксперта» о причинах остановки транзита российских древесных плит. Но участники рынка единодушно связывают этот инцидент со стремлением Казахстана угодить недружественным России странам. В августе нынешнего года Еврокомиссия инициировала специальное расследование об импорте в Европу древесины из Казахстана и Киргизии с подачи польских и прибалтийских производителей древесных плит и фанеры. Они возмутились тем, что после наложения санкций на поставку древесных изделий из России поставки такой продукции из Казахстана и Киргизии в ЕС резко выросли. По данным Евростата, в мае прошлого года объемы импорта в ЕС российской древесины и изделий из нее составляли не больше 1 млн евро в месяц, а к концу прошлого года этот показатель превысил 10 млн евро. Поляки и прибалты заявляют, что среднеазиатские древесные плиты и фанера на самом деле являются российскими и таким образом обходятся санкции.
Чиновники ЕС, без сомнения, донесли эти претензии до руководства Казахстана, заигрывающего с ЕС. В последнее время руководство страны ведет плотные переговоры с главами европейских стран. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в сентябре встречался с канцлером Германии Олафом Шольцем. А в октябре в Астане состоялись переговоры с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем, и в ходе этих встреч казахстанское руководство заявляло о поддержке санкций ЕС против России. Так что демарш с блокировкой древесных грузов можно рассматривать как реверанс в сторону антироссийской коалиции.
Российские деревообрабатывающие предприятия заявляют, что транспортный коридор через Казахстан им важен и что продукция через эту страну поставляется в государства Средней Азии и в Китай. В АМДПР даже утверждают, что из-за транспортной блокады российские заводы встанут. Но не стоит драматизировать: логистические цепочки через Казахстан важны, но у них есть альтернатива. В частности, широко обсуждается развитие Южного транспортного коридора в обход Казахстана из Астрахани через Каспийское море и далее в сторону Китая через Туркменистан, Узбекистан и Киргизию.
Не подтверждаются и сообщения о том, что в Казахстане блокируется транзит других товаров, хотя трудности есть. «Информация поступает противоречивая, — говорит Владимир Иевлев, соучредитель Сервисной логистической компании. — В целом грузы проходят без проблем. Но некоторые перевозчики жалуются на трудности, возникающие на границе с товарами определенных позиций. Перечень этих товаров указан в специальном письме министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, и в нем содержатся прежде всего подпавшие под санкции электроника и оборудование. При доставке данных товаров могут возникнуть задержки при оформлении транзита, а могут назначить таможенный досмотр и прочие процедуры. Причем на проведение процедур, как правило, отправляют на соседние с погранпереходом склады временного хранения, в связи с чем на груз приходится оформлять двойной транзит, что требует дополнительных денег и времени».