В сентябре инвесторы-физлица купили на Мосбирже облигаций на 273 млрд рублей — это на 25% больше, чем месяцем ранее, и рекордный показатель за всю историю рынка. Россияне начали вкладывать деньги в долговые бумаги после резкого подъема ключевой ставки до 13%. Видимо, депозитные ставки устроили не всех: банки после решения ЦБ проценты по вкладам увеличивали неохотно — в сентябре они составляли максимум 12%. Тем временем на долговом рынке доходность ОФЗ добралась до 12,94% (данные на сентябрь, в октябре рост продолжился). А корпоративные облигации позволяют заработать и того больше.
Корпорации готовы платить
С начала года «физики» вложили в долговой рынок почти 1 трлн рублей. Из них 145 млрд было потрачено на ОФЗ, а еще 850 млрд — на корпоративные облигации. Акции же, традиционно пользовавшиеся у россиян высоким спросом, наоборот, стали менее популярны: в них физлица за девять месяцев текущего года разместили всего 224 млрд рублей.
Причины очевидны: перспективы акций туманны, а доходность по облигациям — гораздо менее рискованным, чем акции, — описывается двузначными числами. Даже государственные облигации федерального займа (ОФЗ) гарантируют сегодня прибыль в размере 12–13%. Корпорации же и вовсе не скупятся, завлекая инвесторов крайне привлекательными ставками.
Например, «Газпром капитал» разместил 10 октября 60 млрд рублей с переменным купоном, привязанным к RUONIA — усредненному значению процентных ставок, по которому банки берут кредиты друг у друга. В октябре ставка RUONIA почти каждый день (она корректируется ежедневно) превышала 13%.
Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК) 10 октября выпустила облигации на 5 млрд рублей. На момент открытия книги заявок ориентир ставки купона составлял 15,85% годовых. Но инвесторы, в том числе физлица, активно скупали выпуск, в результате цифры были снижены до 15,35%.
МТС-банк 17 октября собрал заявки на выпуск трехлетних облигаций на 5 млрд рублей. Доходность первого купона — 15,37%.
Несмотря на рост ставок, некоторые компании продолжают выходить на долговой рынок, стремясь получить финансирование. Как правило, они привлекают инвесторов за счет более высоких процентов (это так называемый сегмент ВДО — высокодоходных облигаций). Так, новосибирская фабрика «Фаворит», производящая масло и сыры, выпустила 11 октября четырехлетние облигации на 60 млн рублей. Ставка по ежемесячным купонам достигла 20% годовых.
Предприятие «Элемент лизинг», предоставляющее в лизинг коммерческие автомобили марки ГАЗ и спецтехнику, разместило 11 октября трехлетние облигации на 1 млрд рублей. Ориентир ставки первого купона — не выше 16% годовых.
Компания «Солнечный свет», владеющая ювелирным брендом Sunlight, также собирается привлечь в ходе дебюта 1 млрд рублей под 16%.
Набирают популярность и прежде экзотические для российского рынка бумаги. Например, золотодобывающий холдинг «Селигдар» разместил 12 октября «золотые» облигации сроком обращения 6,23 года. Номинал бумаг привязан к стоимости одного грамма золота, которая рассчитывается на основе мировых цен на драгоценный металл в долларах, а потом переводится в рубли по курсу ЦБ. В отличие от обычного золота по таким облигациям платятся ежеквартальные купоны — 5,5% от текущего номинала. Кстати, это уже второй выпуск «золотых» бумаг компании, первый был размещен в конце мая. В свою очередь, горнодобывающий холдинг «Металлоинвест» 12 октября вывел на рынок юаневые бонды на 750 млн юаней. Срок размещения — два с половиной года, ставка по купону — 6%.
Облигации сегодня популярны прежде всего из-за высокой ключевой ставки. Более того, финансовый рынок ожидает, что она продолжит расти, а это значит, что доходность долговых бумаг станет еще выше
Заоблачные проценты ненадолго
Итак, облигации сегодня популярны прежде всего из-за высокой ключевой ставки. Более того, предполагается, что 27 октября на очередном заседании Центробанка она вырастет еще на один процентный пункт — до 14%. А это значит, что доходность долговых бумаг снова увеличится.
Интерес розничных инвесторов к облигациям усиливает и то, что люди хорошо помнят события 2022 года, когда рынок акций упал более чем на 40%. На долговом рынке тогда тоже был провал, но не такой сильный: за месяц с начала февраля по начало марта 2022 года индекс госбумаг RGBI снизился на 15%. Правда, сегодня этот индекс демонстрирует нисходящий тренд: с начала года он потерял 10%. Такое падение напрямую связано с ростом доходностей бумаг.
Руководитель направления инвестиционного консультирования департамента Private Banking Росбанка Шавкат Мустафаев подтверждает: из-за высоких ставок многие инвесторы изменили свои стратегии. Вкладчики уменьшили горизонты инвестирования, снизили дюрации портфеля (время, через которое облигации будут погашены или выкуплены по оферте), начали перекладывать деньги в более краткосрочные инструменты. «Среди инструментов, которые сейчас пользуются популярностью, можно назвать короткие государственные и корпоративные облигации, фонды денежного рынка», — рассказывает Мустафаев.
Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Алексей Корнев также отмечает, что на фоне роста ставок увеличилась популярность фондов денежного рынка, которые инвестируют в обратное репо, краткосрочные бумаги ОФЗ или в корпоративных эмитентов.
По словам аналитика долгового рынка сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Дмитрия Бабичева, розничные инвесторы стали значительно чаще обращать внимание на облигации с плавающей ставкой. Чаще всего купоны привязаны к RUONIA. Сразу несколько эмитентов, в том числе АФК «Система» и РЖД, предложили новые выпуски с подобными условиями. «При этом инвестировать в длинные бумаги физлица пока не спешат. Вероятно, они считают, что дно еще впереди», — говорит эксперт.
По данным «Иволги Капитал», кроме стандартных ОФЗ и долговых бумаг крупных российских холдингов частные инвесторы активно интересуются высокодоходными облигациями. В сентябре этот сегмент поставил исторический рекорд: всего за месяц были размещены ВДО объемом 6,9 млрд рублей.
Главная причина привлекательности таких бумаг для розничных инвесторов — высокие ставки. «От ВДО инвесторы сегодня ждут купонов размером 18 процентов и более. Такие доходности выглядят более привлекательными, чем дивиденды по акциям, редко превышающие 12 процентов при текущих котировках», — отмечает Дмитрий Бабичев.
Компании, работающие в данном сегменте, выросшие ставки не пугают. По мнению Шавката Мустафаева, маржинальность их бизнеса может составлять 20–30% и более.
Компании же с меньшим уровнем прибыли при выпуске ВДО идут на хитрости. Одни предлагают купоны «лесенкой»: высокая ставка выплачивается только в начальном периоде обращения облигаций, а потом постепенно снижается. Другие устанавливают достаточно короткий срок до оферты, позволяя пересмотреть условия выпуска. «Не стоит забывать, что среди эмитентов сегмента ВДО есть немало компаний малого и среднего бизнеса, подпадающих под программу субсидирования купона (она предусмотрена для фирм, входящих в реестр МСП. Корпорация МСП может возместить до 2,5 млн по затратам от организации выпуска облигаций. — “Монокль”), в итоге значительную часть нынешнего повышения ставок компенсирует государство. У небольших застройщиков дорогой облигационный долг порой составляет лишь малую часть общей задолженности. За счет дешевого проектного финансирования (при наличии наполненных эскроу-счетов) общая стоимость обслуживания долга получается невысокой», — рассказывает Дмитрий Бабичев.
Тем не менее рост интереса к сегменту ВДО вызывает обеспокоенность у участников рынка. Директор по стратегическому развитию инвестиционной компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин считает, что в этой сфере проявились нездоровые тенденции. «С ростом ставок хороших заемщиков становится меньше, а слабые испытывают нужду в деньгах. В итоге появляется много эмитентов низкого качества, дающих премию к рынку, но премию, далекую от покрытия риска», — отмечает эксперт. Пока не началась внезапная массовая волна дефолтов, этот сабпрайм (subprime — заемщики, которые не подходят под требования банков) будет расти, предупреждает Хохрин.
Алексей Корнев соглашается, что в этом сегменте риск дефолтов действительно серьезный, так как большая доходность влечет за собой повышение кредитных рисков. Вдобавок из-за роста ставок и волатильности на рынке компаниям приходится предлагать инвесторам дополнительную премию за риск, чтобы рефинансировать свои обязательства.
Проблем добавит и то, что в ближайшее время спрос на облигации, вероятно, упадет. Андрей Хохрин уверен: приток денег на долговой рынок недолговечен. Банки поднимают депозитные ставки. 13% годовых по вкладам встречается уже сегодня и будет встречаться чаще. «Значит, и относительный выигрыш облигаций уменьшается. Так что мы уже в октябре-ноябре можем увидеть обратную тенденцию. Особенно если ЦБ вновь повысит ставку», — заключает глава «Иволги Капитал».