«Ростсельмаш» заводит трактор

5 февраля 2024, 00:00
№6
Пресс-служба компании «Ростсельмаш»
К комбайнам на «Ростсельмаше» добавляют тракторы

Первые тракторы встали на конвейер нового тракторного завода «Ростсельмаша». Идет отработка технологических процессов производства, инженерные службы предприятия подключают конвейеры, крановые системы, настраивают прочее оборудование.

Как сообщает компания, сборочное производство тракторного завода имеет высокий уровень автоматизации процессов. Конвейеры будут работать в режиме «старт — стоп» (автоматическое включение и выключение) согласно производственному такту. Точную дату официального запуска завода пока не называют.

Предполагается, что возможности предприятия позволят выпускать в год 5000 тракторов мощностью от 170 до 600+ л. с. с шарнирно-сочлененной рамой и с классической, на колесном ходу и на гусеничном. Планируется также выпускать новую для компании продукцию: дорожно-строительную технику. После выхода завода на полную мощность число работников предприятия достигнет 1850 человек.

Старт строительству тракторного завода в Ростове-на-Дону был дан в 2021 году. Как сообщалось, требуемый объем инвестиций в создание завода полного цикла — порядка 6 млрд рублей, источник — собственные средства. Завод будет запущен позже намеченного изначально срока. Весной 2022 года генеральный директор «Ростсельмаша» заявил, что пуск переносится на середину 2023 года из-за проблем с поставками оборудования.

«Ростсельмаш» — крупнейший производитель сельскохозяйственной техники, в том числе комбайнов, в России. Основные бенефициары компании — Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш», объединяющей предприятия специализированного машиностроения, и его партнеры Юрий Рязанов и Дмитрий Удрас.

Для «Ростсельмаша» тракторное производство не новое. Ранее, с 2007 года, компании принадлежал тракторный завод в Канаде — Buhler Industries, продукция которого поставлялась в Россию. В 2013 году Константин Бабкин написал широко разошедшуюся в машиностроительных, и не только, кругах статью под названием «Почему тракторный завод останется в Канаде». В ней он на конкретных примерах и цифрах показал, что производить тяжелую технику выгоднее в Канаде. Впрочем, спустя почти десять лет стало понятно, что с канадским заводом придется расстаться. Не по экономическим причинам, а по политическим. В начале этого года было официально объявлено, что канадский тракторный завод продан турецкому производителю тракторов и иной техники компании Başak Traktör. Сумма сделки составила 60,5 млн канадских долларов. Комментируя сделку СМИ, Дмитрий Удрас признал: сумма продажи могла бы быть больше, но не все потенциальные покупатели захотели иметь дело с российскими собственниками, и это сузило их круг, что и сказалось на конечной цене. Вместе с тем он назвал цену продажи завода рыночной, поскольку на тот момент рынок был именно таким, добавив, что собственники, конечно же, хотели бы выручить за завод больше.

Отметим, что во многом благодаря лоббистским усилиям Константина Бабкина и возглавляемой им ассоциации получилось поднять сельхозмашиностроение в России. Основной механизм — так называемая Программа 1432, которая предполагает государственные субсидии отечественным производителям, что позволяло им быть конкурентоспособными по отношению к иностранным поставщикам. С момента начала действия программы в 2013 году производство сельхозтехники в стране выросло в разы. Суммы, направленные на субсидии, менялись год от года. Так, в 2017 году на субсидирование было направлено более 15 млрд рублей, в 2023-м изначально 2 млрд, а под конец года размер субсидий подняли до 8 млрд.

Впрочем, это не удержало рынок сельхозтехники от падения. Согласно данным ассоциации «Росспецмаш», по итогам прошлого года он провалился примерно на 20%. В отрасли отмечают затоваренность складов, в том числе импортной техникой. Прогноз на текущий год тоже неутешительный.

Вместе с тем объем производства специализированной техники показал по итогам 2023 года рост на 16%, больше всего, на 42%, увеличился выпуск прицепной техники, на 28% — в пищевом машиностроении, на 16% — в строительно-дорожном.

По словам заместителя директора ассоциации «Росспецмаш» Дениса Максимкина, отечественные заводы активно строят и расширяют производственные площадки, закупают оборудование. Общий объем инвестиций превышает 66 млрд рублей.