Добро пожаловать в новый, 2008 год!

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
11 февраля 2024, 15:09
№7

Банк — это бизнес на доверии. Акционеры New York Community Bancorp (NYCB) уже перестали доверять банку: акции финансового института потеряли половину стоимости с начала года. Банк покинули два ключевых руководителя, отвечающих за риски и аудит, — они потеряли доверие к NYCB как к работодателю. На прошлой неделе Moody’s понизило рейтинг NYCB сразу на две ступени, до «мусорного», что говорит о потере доверия со стороны рейтингового агентства. После всего, что произошло, аналитики продолжают гадать: потеряют ли доверие к банку его вкладчики?

Читайте Monocle.ru в

Ответ кажется очевидным, и, если это произойдет, банку для выдачи депозитов придется продавать портфель ликвидных облигаций. Эти облигации (Казначейства США, компаний, долговых бумаг на ипотеку, автокредиты и т. д.) сильно обесценились за последние месяцы: текущие цены на бирже на такие бумаги ниже тех, по которым банки когда-то их покупали. Так что сейчас банки хранят эти облигации на балансах с пометкой «нереализованный убыток». Таких нереализованных убытков по всей банковской системе США уже без малого на 700 млрд долларов при совокупной величине капитала 2,2 трлн долларов. То есть каждый третий доллар в капитале среднестатистического банка — это дыра.

Пока эти облигации лежат без движения, ничего страшного не происходит: рано или поздно эмитент погасит облигации и выплатит все, что причитается банку. Но проблемы наступают, когда вкладчику такого банка нужны его деньги сегодня. Чтобы закрыть требования, банк вынужден продавать облигации по низким ценам, фиксируя убыток, то есть переводя «нереализованный» убыток во вполне себе реализованный. У любого (даже самого здорового) банка есть предел убытков, которые он может терпеть, пока его баланс не перестанет быть положительным. Отрицательный баланс банка — это и есть банкротство.

Если говорить о запасе прочности банка New York Community Bancorp, то надо сказать, что хотя он входит в тридцатку крупнейших банков США, имея активы более 100 млрд долларов, его собственный капитал составляет лишь 4,5 млрд долларов. То есть при набеге вкладчиков банк выдерживает просадку всего портфеля лишь в 5%. При этом на рынке есть облигации, стоимость которых упала вдвое и более.

Ситуацию осложняет и то, что кризис на рынке недвижимости США сильно подточил позиции NYCB. Банки средней руки в последние годы активно кредитовали сферу коммерческой недвижимости. Однако в связи c переходом торговли в интернет многие торговые центры (особенно в регионах) опустели: число вакантных площадей в стране в прошлом году выросло на 9%. Офисы с массовым переходом на удаленку постигла та же учесть: заполняемость опустилась до 20‒50%. Доходность, которую коммерческая недвижимость приносила десятилетиями, резко пошла вниз, как и стоимость этой недвижимости. В итоге многие собственники начали испытывать проблемы с обслуживанием долга.

Но даже если эта недвижимость будет изъята в пользу банка, прибыли ему это не принесет. Из-за роста стоимости кредитов и падения стоимости залогов банки практически перестали выдавать кредиты на покупку коммерческой недвижимости. Рынок встал. Забрав ТЦ или офис, банк будет вынужден списать огромную часть стоимости этого имущества, пока найдет на него покупателя. Разного рода залогов, связанных с коммерческой недвижимостью, на балансах американских банков на 3 трлн долларов.

Величина значительная. Сопоставимые цифры проблемных кредитов стали причиной прошлого финансового кризиса в США в 2007‒2009 годах, когда банковская система буквально рухнула под тяжестью «плохой» ипотеки.

Очевидно, что NYCB уже банкрот. В ближайшие дни он уйдет на санацию, а его активы поделят между собой конкуренты. Это станет четвертым банкротством банка в США с активами более 100 млрд долларов за последние 12 месяцев.

Сейчас самый важный вопрос — сколько банков утащит за собой в небытие NYCB и справятся ли регуляторы со второй волной банкопада, который может вызвать эффект домино во всей банковской системе США, Японии и Европы. Банки всего развитого мира активно кредитовали рынок коммерческой недвижимости Штатов. Каждый новый упавший банк вызывает все больше тревоги как у его акционеров, так и у вкладчиков и кредиторов. Уровень недоверия будет нарастать, создавая все больше завалов в финансовой системе США и ЕС. Разгребать эти завалы придется очень долго. Уж слишком заигрался развитый мир с дешевыми деньгами, попутно наплодив множество пузырей, которые сейчас начинают сдуваться.

Новый мировой банковский кризис начался!