Случай с Chouzhou Commercial далеко не уникален. Банки из дружественных стран с конца прошлого года начали жестче проверять транзакции с Россией. Все дело в беспрецедентном давлении со стороны США. Двадцать второго декабря прошлого года президент США Джо Байден разрешил минфину в упрощенном порядке вводить вторичные санкции против банков в третьих странах. Под них можно подпасть, если вести сделки с подсанкционными россиянами или проводить оплату материалов и оборудования для ВПК России, на которые Штаты наложили эмбарго.
Мировой финансовый истеблишмент отреагировал незамедлительно. В прошлом году банки ОАЭ ужесточили контроль за счетами российских компаний: резко увеличилось число отказов от проведения операций. А с 1 января ряд частных банков Турции и вовсе закрыли счета российских фирм. Ужесточили контроль за операциями с Россией банки и из других стран: Индии, Таиланда, Армении, Казахстана и др.
Китайские госбанки начали ужесточать контроль над транзакциями с Россией с середины января. Из-за этого отечественному бизнесу приходится собирать множество документов, чтобы доказать, что он не связан с санкционными компаниями. Финансовые расчеты с Россией ранее ограничил главный банк Китая Bank of China, а также еще два: China Construction Bank и Industrial and Commercial Bank of China. Платежи через них все же проходят, но медленнее — из-за длительных проверок.
Как объяснил «Моноклю» директор по развитию финансово технологической компании Only Bank Максим Ильгов, сегодня даже у российских компаний, которые не находятся под санкциями, нет гарантий, что платежи в Китай будут проведены беспрепятственно. Китайские банки хотят минимизировать все риски, связанные с нарушением санкционного режима. Поэтому сейчас оплатить некоторые категории товаров в Китае затруднительно, а часто и невозможно. В результате с материковым Китаем сегодня работают все меньше российских банков, поскольку там есть ограничения в проведении платежей для оплаты определенных категорий товаров.
Конечно, рестрикции со стороны Chouzhou Commercial не приведут к остановке платежей в Китай. Во-первых, сам банк, как утверждают работавшие с ним бизнесмены, остановил только транзитные платежи. Операции с китайскими партнерами напрямую проводить по-прежнему можно, хотя это стало менее удобно, чем раньше: транзакции идут дольше. Во-вторых, сам банк занимает в КНР скромное 78-е место по объему активов (согласно последним имеющимся данным, на 2021 год). Остаются еще и другие банки, через которые пока можно проводить платежи.
Несколько опрошенных «Моноклем» крупных бизнесменов, ведущих бизнес в КНР, заявляют, что проблем с оплатой поставок из-за ограничений Chouzhou Commercial у них не будет. Они возникнут только у небольших игроков, которые имеют российскую «прописку» и пользуются одним платежным решением.
Как пояснил «Моноклю» один бизнесмен-экспортер, занимающийся сельским хозяйством, у компаний с развитой сетью экспорта и импорта проблем с платежами в Китай нет. Но он признает, что это эффект от масштаба бизнеса. Крупные игроки сегодня дифференцируют платежи с партнерами, пользуясь разными каналами. Многие компании создают небольшие «дочки», регистрируют их в третьих странах и ведут торговые операции через них.