Буква «я» — последняя в русском алфавите, но в российской хайтек-индустрии она занимает одно из первых мест. Именно этот символ представлен на логотипе компании «Яндекс», годовая выручка которой — около 800 млрд рублей — позволила ей в прошлом году стать лидером среди отечественных ИТ-компаний и войти в топ-60 самых значимых российских предприятий. При этом «Яндекс» долгие годы остается монополистом в сфере услуг, связанных с поиском в интернете, хотя успешно развивает и другие направления бизнеса (но об этом стоит сказать отдельно).
Интернет сегодня неотъемлемая часть многих жизненно важных процессов, отсутствие доступа к Сети критично почти так же, как отключение электричества или воды. Поэтому к «Яндексу», как к важному инфраструктурному объекту, внимание со стороны государства особое. На прошлой неделе, после полутора лет сложных переговоров, наконец была согласована схема передачи управления корпорацией: зарегистрированная в Нидерландах компания Yandex N. V. за 475 млрд рублей продана прописанной в Калининграде международной компании акционерному обществу (МКАО) «Яндекс», акционерами которой станет большая группа независимых инвесторов и топ-менеджеров.
Покупка вскладчину
Компания «Яндекс» ведет свою историю с начала 1990-х, когда ее основатель Аркадий Волож написал программу для поиска информации на жестком диске компьютера. Ее назвали «Яндекс» (от англ. yet another indexer — «еще один индексатор»). Через несколько лет утилита превратилась в основную систему поиска в российском интернете, успешно конкурируя с американским Google.