Аналитики предупреждали, что компания размещается слишком дорого. «Кристалл» собирался продавать акции по 8,0–9,5 рубля за штуку, тогда как их справедливая цена исходя из мультипликаторов, по оценкам финансистов, могла быть всего около двух-трех рублей за бумагу. Это очень большая переоценка: обычно компании, впервые размещающиеся на бирже, завышают стоимость своих бумаг не более чем на 20–30%.
Компания старалась эти предупреждения не замечать. Более того, перед самим размещением скрыла свою отчетность по МСФО. «Кристалл» дал только отчет по РСБУ — по единственному активу ООО КЛВЗ «Кристалл», куда входят производственные мощности. О состоянии связанных с предприятием юрлиц из этого отчета ничего не узнать.
Сегодня завод «Кристалл» входит в первую десятку крупнейших российских производителей водки, но его доля рынка всего 2%. 95% выручки предприятия приходится на водку. Завод выпускает водку марок «Забайкальские озера», «Белая акула», «Старая Тула», «Чарская» и других. А также настойки, сливочные ликеры, соджу, джины и коктейли.
Бизнес КЛВЗ растет действительно быстро: с 2020 по 2023 год выручка увеличилась в четыре раза. Это значительно быстрее, чем у лидеров рынка. Так, у «Новабев групп» (бывшая «Белуга») выручка за тот же период выросла на 20%. При этом в целом продажи водки в России сегодня падают. В частности, за период с 2020 2023 год они снизились на 11%, с 84,8 до 75,6 млн декалитров. Зато производство российского алкоголя за период с 2020 года по 2023-й выросло на 14%.
Руководство КЛВЗ обещает, что за ближайшие два года значительно увеличит производство: с 24 млн литров в 2023 году до 78 млн в 2026-м — и расширит логистические мощности. Это должно привести к ошеломительному росту финансовых показателей: например, в КЛВЗ ожидают, что чистая прибыль увеличится со 100 млн рублей в год, как было в 2023 году, до 2,67 млрд в 2026-м (рост в 26 раз!). Помимо наращивания выпуска, на что и нужны были деньги от IPO, «Кристалл» собирается расширить линейку ликеро-водочной продукции. К 2026 году завод хочет сократить долю продаж водки с нынешних 88 до 33%, увеличив производство высокомаржинальных товаров из более высокой ценовой категории: виски, бренди, рома, текилы и ликеров.
Как минимум до второй половины 2025 года дивидендов инвесторам не обещают: все доходы пойдут на обеспечение роста бизнеса.