Сегодня Украина располагает десятком подземных газовых хранилищ общей емкостью около 30 млрд кубометров, доставшихся ей в наследство от советской газотранспортной системы. Они выполняли ту же маневренную функцию, что и ГЭС и ТЭЦ в электроэнергетике: были задействованы в период пиковых нагрузок. В последние годы Киев активно сдавал в аренду странам ЕС излишки объемов этой инфраструктуры, для потребностей самой украинской экономики хватало запасов в 20 млрд кубов газа на отопительный период, а емкость объемом порядка 10 млрд кубов простаивала.
В итоге украинские подземные газовые хранилища фактически стали частью газотранспортной системы ЕС, позволяя европейским странам запасаться дешевым российским газом летом и ограничивать закупки дорогого сжиженного природного газа зимой. Российские удары по подземным газовым хранилищам намекают на то, что этой зимой проблемы с газом могут возникнуть не только у Украины, но и у стран ЕС.
Как раз в декабре текущего года заканчивается пятилетний контракт на транзит российского газа по территории Украины, заключенный в декабре 2019 года. Украина продолжает выполнять его условия, транзитируя российский газ в страны ЕС и получая за это деньги от России.
В преддверии окончания действия контракта Киев еще в августе 2023 года заявил, что не намерен вести переговоры о пролонгации, что на самом деле свидетельствует лишь о желании до максимума поднять ставки в предстоящих переговорах с Москвой. Но пока не дождался ни паники по этому поводу в Москве, ни предложений (по крайней мере, в публичной плоскости), способных повлиять на его «непреклонную» позицию.
Для России было несколько странно перечислять деньги в бюджет Украины после начала СВО, но, во-первых, она была связана своими обязательствами по поставкам газа в относительно дружественные юго-восточные страны Европы, а во-вторых, бюджет России также зависел от экспорта газа. Однако дружественность получателей дешевого российского газа в основном выражалась в добрых пожеланиях, а когда доходило до дела — введения антироссийских санкций, принятия Финляндии и Швеции в НАТО и недавнего выделения Украине 50 млрд евро из бюджета ЕС, эти страны «под страшным давлением» Брюсселя, Берлина и Парижа каждый раз соглашались на такие явно недружественные по отношению к России шаги, заодно выторговывая себе очередные уступки от Евросоюза.
Однако истечение контракта на транзит газа по территории Украины и напускное нежелание Киева продлевать его открывают новое окно возможностей для ужесточения российской позиции в отношении газового рынка ЕС. Тем более что после обвинения в причастности к теракту в «Крокус Сити Холле» киевских властей переговоры о продлении транзита газа и платежи в украинский бюджет будут выглядеть очень странно.
Отказываться от оставшейся части европейского газового рынка, безусловно, очень жаль, но можно посмотреть на это и с позитивной стороны. Если прекращение транзита газа через территорию Украины способно подтолкнуть страны ЕС и Киев к мирным переговорам, то их итогом должна стать нормализация политических отношений со странами ЕС и полноценное возвращение «Газпрома» на европейский рынок.