Перспективное производство уехало из Тольятти в Индию

3 июня 2024, 00:00
№23
Индия — перспективный рынок для полимеркомпозиционных материалов

Российская компания «Куйбышевазот» совместно с индийскими партнерами запустила новое производство полимер-композиционных материалов (ПКМ) в Индии. Доли партнеров в СП составили 80 и 20% соответственно. Сумма инвестиций в проект — 1 млрд рублей. Это передовая часть товарной номенклатуры компании, традиционно специализировавшейся на выпуске аммиака и азотных удобрений.

Предприятие разместилось в свободной экономической зоне Шри-Сити в штате Андхра-Прадеш на востоке Индии. Его продукцией станут ПКМ на основе полиамида-6, производственная мощность в настоящее время составляет 14 тыс. тонн в год. Объемы кажутся небольшими, но данное направление в принципе относится к так называемой малотоннажной химии, где такими масштабами и оперируют.

По данным самой компании, на «Куйбышевазот» приходится 5% российского производства азотных удобрений, 10% технической нити, 49% капролактама и 73% полиамидной кордной ткани — этот материал все чаще применяется в производстве автомобилей, самолетов и малотоннажных судов (для снижения веса).

Выручка компании по итогам 2023 года составила 80,9 млрд рублей, чуть больше четверти обеспечили продажи высокопередельных полиамида, нити и корда. 44% выручки получено за счет экспортных поставок.

Мировой рынок ПКМ достигает 130 млрд долларов, или 13,5‒14 млн тонн в натуральном измерении. По географической структуре на 2019 год 28% рынка ПКМ (в натуральном измерении) приходилось на потребление Китая, 26% — Северной Америки, 20% — Европы и столько же — Азии без Китая.

Однако если страны Западной Европы и Северной Америки уже достигали высоких отметок в потреблении ПКМ (5‒10 кг на душу населения), то у России (0,5 кг) и той же Индии есть огромный потенциал его роста.

«Куйбышевазот» в 2021 году производил 175 тыс. тонн полиамида-6, но к 2023 году этот показатель обвалился до 118 тыс. тонн — главным образом, из-за проблем с экспортными поставками и временным сокращением внутреннего потребления (провал в автопроме на фоне ухода зарубежных автопроизводителей). В таком случае создание СП в Индии выглядит как желание закрепиться на перспективном растущем рынке. Компания развивает также зарубежные производственные площадки в Китае и Сербии.