«Наша цель — убить этот проект», — с прямотой римлянина заявил помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт в ноябре прошлого года в отношении флагманского российского проекта по сжижению газа «Арктик СПГ — 2» после очередной, второй по счету, волны ограничений американского минфина в отношении СПГ-отрасли. Тогда под санкции подпало ООО «Арктик СПГ — 2», российское юрлицо международного консорциума во главе с «НоваТЭКом», реализующее проект строительства и эксплуатации завода по сжижению газа на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. Завод проектной мощностью 19,8 млн тонн СПГ в год должен увеличить экспортный СПГ-потенциал России более чем в полтора раза и, понятное дело, это крайне раздражает американцев.
Нынешний пакет блокирующих санкций от 12 июня стал уже пятым по счету «выстрелом» США в российскую СПГ-отрасль. Особенностью этой выходки стало то, что под ударом оказались не только действующие или строящиеся, но даже перспективные проекты, окончательные инвестиционные решения по которым «НоваТЭКом» еще не приняты: «Мурманский СПГ» (в SDN-лист помещена одноименная компания — оператор проекта и «Мурманск Трансгаз» — потенциальный подрядчик строительства питающего завод газопровода Волхов — Мурманск — Белокаменка), «Обский газохимический комплекс», «Арктик СПГ — 1» и «Арктик СПГ — 3».
В удушающие объятия американского минфина также попали компании, осуществляющие технологическую поддержку наших СПГ-проектов: «дочка» «Газпрома» ООО «Газпром инвест» — провайдер услуг по проектированию и строительству объектов газовой промышленности; компания «Балтмаш» — разработчик пенополиуретановой изоляции для танкеров-газовозов; и компания «Регент Балтика» — производитель криогенных изотермических панелей для хранения СПГ.
Под раздачу попали и иностранцы. В порядке вторичных санкций наказана китайская Penglai Jutal Offshore Heavy Industries Co., Ltd. — верфь — производитель модулей для технологических линий «Арктик СПГ — 2». Ранее, в четвертую волну атаки против русского СПГ от 1 мая этого года, американцы наложили блокирующие санкции на сингапурскую и гонконгскую судоходные компании и четыре их судна, участвовавшие в перевозке модулей для технологических линий завода.
Продолжается атака на логистическую инфраструктуру СПГ-проектов «НоваТЭКа». Несмотря на то что судостроительная верфь «Звезда», где строятся газовозы, а также судоходная компания «Совкомфлот», будущий владелец этих судов, уже под санкциями (третья волна ограничений против СПГ-отрасли от 23 февраля этого года), американцам этого показалось мало: теперь в санкционный список помещены непосредственно семь из пятнадцати строящихся на «Звезде» газовозов. Наложены санкции и на важного подрядчика — совгаванский Международный инновационный центр морских конструкций и судоремонта.
Логистика арктических СПГ-проектов попала под удар первой, когда еще 14 сентября прошлого года блокирующие санкции были введены в отношении компании «Арктическая перевалка» — «дочки» «НоваТЭКа», управляющей морскими перегрузочными комплексами в Мурманской области и на Камчатке, и двух ее плавучих судов-резервуаров, где, собственно, и планировалась осуществлять перегрузку (такая схема позволяла существенно сократить необходимое для вывоза продукции с заполярного завода «Арктик СПГ — 2» число газовозов арктического класса Arc7).
А первыми технологический бойкот российской СПГ-отрасли объявили европейцы. Еще 8 апреля 2022 года, в пятом пакете антироссийских санкций ЕС, появился запрет на продажу, поставку, прямую или косвенную передачу в Россию товаров и технологий, необходимых для сжижения газа. Давно обсуждается и полное эмбарго на импорт российского СПГ, да вот незадача: ряд европейских стран, прежде всего Испания, Франция и Бельгия, пока не могут найти адекватной замены нашим поставкам, занимающим серьезную долю в их энергобалансе.
Несмотря на жесточайшие санкционные ограничения, «НоваТЭК» держит удар: проект «Арктик СПГ — 2» развивается, хоть и с трудом. Летом 2022 года из-за санкций на проекте произошла смена генподрядчиков. На место итальяно-турецкого консорциума Saren B. V. и французской Technip Energies пришли российская компания Nova Energies (контролируется НИПИгазом) и неизвестная широкой публике компания Green Energy Solutions LLC, зарегистрированная в ОАЭ. Летом прошлого года, в точном соответствии с первоначальным графиком, на место рабочего базирования на правом берегу Обской губы была отбуксирована из Белокаменки погружная платформа с первой технологической линией завода. В декабре она была смонтирована и дала первый сжиженный газ. Но вот вывести линию на проектную мощность пока не удается: санкциями блокирован флот газовозов, предназначенный для проекта. Три готовых судна, построенных в Южной Корее, не могут быть поставлены: все потенциальные получатели под санкциями. Ждем открытия навигации в западном секторе СМП, тогда СПГ с проекта смогут возить танкеры неарктического ледового класса, и надеемся на дальневосточных судостроителей, которые, несмотря на санкции, должны завершить строительство собственных судов.
Остаются под прессом США и другие российские крупнотоннажные СПГ-проекты. Ранее в этом году, 23 февраля, подпала под санкции компания «Глобалтэк» Альберта Авдоляна, оператор перспективного проекта «Якутский СПГ», предполагающего строительство одноименного завода по крупнотоннажному сжижению газа мощностью 13 млн тонн на берегу Охотского моря (сейчас объектом санкций стали угольные активы Авдоляна на Дальнем Востоке, см. «От хайтека до угля»). Сырьевой базой для завода станут месторождения природного газа, которые входящая в периметр «А-Проперти» компания ЯТЭК разрабатывает в Якутии. Для транспортировки газа будет построен газопровод длиной 1,3 км от места добычи до завода.
Наконец, дополнительно американцы наложили санкции еще на один СПГ-проект — строящийся комплекс по переработке и сжижению газа в Усть-Луге Ленинградской области. Блокирующие санкции введены в отношении компании «Русгаздобыча», второго, наряду с «Газпромом», паритетного участника совместного предприятия по реализации данного проекта — компании «Русхимальянс». Хотя 23 февраля последняя уже стала объектом блокирующих санкций.
От хайтека до угля
В промышленной части июньских новичков списка OFAC существенная доля у предприятий радиоэлектронной отрасли. Среди них, например, концерн «Вега» (входит в состав холдинга «Росэлектроника» корпорации «Ростех»), который занимается созданием самолетных радиолокационных системы. А Санкт-Петербургское предприятие «Электрорадиоавтоматика» выполняет полный цикл электромонтажных и пусконаладочных работ на судах, подводных лодках и плавучих буровых установках.
Екатеринбургское НПО автоматики им. академика Н. А. Семихатова (входит в «Роскосмос») разрабатывает и производит системы управления и радиоэлектронную аппаратуру для ракетно-космической техники.
Помимо предприятий отрасли «под раздачу» попали и научно-исследовательские учреждения, обладающие собственной производственной базой. К примеру, Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники (ННИИРТ) — одно из ведущих российских предприятий по разработке и изготовлению радиолокационных станций, которое входит в состав концерна воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей».
Ряд предприятий радиоэлектронной отрасли, попавших в список, находится в периметре госкорпорации «Ростех». Так же, как и Уралвагонзавод, ведущий производитель танков, который тоже в нем оказался. «Санкции никак не повлияют на работу наших предприятий», — заявили в «Ростехе» в ответ на соответствующий запрос нашего издания.
Продолжается санкционное давление на российскую угольную отрасль. К СУЭКу, «Мечелу» и «Сибантрациту» добавлены предприятия, так или иначе связанные с проектом разработки крупнейшего в России Эльгинского месторождения коксующегося угля, строительством частной Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) от месторождения до порта на побережье Охотского моря в Хабаровском крае. Этот проект реализует компания «А-Проперти», бенефициар — предприниматель Альберт Авдолян.
В список OFAC попало 14 компаний, имеющих в своем названии слово «Эльга». Отметим, что этот проект никак не связан с какими-либо оборонными историями, а направлен на разработку ресурсной базы с целью экспорта угля в страны Юго-Восточной Азии. Ранее сообщалось, что строительство ТЖД общей протяженностью 530 км будет завершено в текущем году, а уже в следующем по этой дороге будет перевезено порядка 15 млн тонн угля. Заодно санкции наложены на строящийся в районе мыса Манорский Охотского моря порт Эльга и компанию «Эльга-Транс», оператора железной дороги Улак — Эльга, связывающей разрабатываемое месторождение с БАМом (построена в 2013 году прошлым владельцем Эльги, компанией «Мечел»).
Еще одной угольной жертвой санкций стала группа «Коулстар», владеющая лицензиями на разработку крупных месторождений коксующегося угля в Хакасии и Новосибирской области.