Прокомментировать нововведение мы попросили инвестиционного директора гостиничного направления группы «Сафмар» Станислава Ивашкевича (в группу «Сафмар» входят отели «Националь», «Марриотт Аврора», «Марриотт Гранд», «Интерконтиненталь Тверская», «Шератон Палас» и др.).
— Как введение налога повлияет на ваш бизнес?
— Для гостиничного бизнеса некоторое время назад отменили НДС, но, видимо, добавят теперь другой оборотный налог — туристический сбор. Мы не против платить налог, но нужны разъяснения. Прежде всего (и эту проблему мы так и не решили, когда обсуждали НДС), с какой суммы начислять налог и что считать средством размещения? Например, я продал номер. Как правило, это продажа в пакете, в который входит завтрак, уборка номера, смена белья, обеспечение номеров туалетными средствами, посещение зоны спа, фитнес-зала и так далее. Что из этого считать средством размещения? Просто проживания, как в казарме, в гостиничной индустрии не существует. И если раньше ФНС России никак не углублялась в детали нашего бизнеса, то сейчас нужно будет с этим разбираться. Если только речь не идет о том, чтобы облагать налогом все доходы коллективных средств размещения.
— Не так давно курортный сбор уже был введен в ряде регионов в качестве эксперимента. Какого-то операционного опыта не появилось в отрасли?
— Наоборот, это был сумасшедший дом. У нас до сих пор фантомные боли по поводу предыдущего опыта введения туристического сбора. Например, в Сочи, вместо того чтобы включить этот налог в конечную цену номера и спокойно собирать его с гостей, была установка брать налог только в рублях, только наличными, в каком-то отдельном конверте хранить и так далее. Но я думаю, что к 2030 году все-таки будет создана понятная система взимания налога.
— Отели, особенно в крупных городах, далеко не всегда заполняются именно туристами. Туристический сбор должны все платить?
— Гостиничный бизнес и туризм сочетаются так же, как, например, нефтепереработка и производство автомобилей. Автомобили без нефтепереработки жить не могут, но при этом производство автомобилей — это один технологический цикл и одна технология, а нефтепереработка — совершенно другие. Вот у нас точно такая же история. Для нас туризм — один из способов зарабатывания денег. У меня могут жить мои друзья, потому что у них идет ремонт в квартире. У меня может проходить конференция фармацевтов — это все не считается туризмом, мне даже как-то странно брать с них туристический сбор. В наших отелях процентов тридцать-сорок гостей не туристы. Объективен ли туристический сбор в этом случае или он должен быть каким-то образом дифференцирован? К примеру, приехала арабская группа, это точно туристы: они смотрят достопримечательности, ходят в рестораны, музеи и так далее; ясно, что это туристы, вопросов нет.
— Власти сообщают, что собранные деньги пойдут на развитие туристической инфраструктуры. О чем может идти речь?
— Это самый главный вопрос. Что считать туристической инфраструктурой? Например, в Москве ею может называться все — от Дома книги, лавочек на бульварах до подсветки на площади Революции. При этом у каждого такого объекта есть свое ведомство и бюджет. И конечно, мы хотим понимать, на что туристические деньги потратят. Например, если бы на них забабахали супервыставку в ОАЭ или Саудовской Аравии, чтобы мы разместили там свои стенды и туристы оттуда к нам потом бы поехали, это было бы круто. Или сделали бы наше приложение «Русспасс» на разных языках и любой приезжающий иностранец мог бы его скачать и пользоваться: туры, гиды, покупка билетов в театры, бронирование ресторанов и прочее; это классная тема. Или напечатали, скажем, карты Москвы на всех языках и раздавали бы потом их всем приезжающим. Если мы говорим про туризм, то это про это. А то будут на эти деньги лампочки менять, где их и так должны менять.