Голос «нового мира»

Петр Скоробогатый
заместитель главного редактора, редактор отдела политики «Монокль»
15 июля 2024, 00:00
№29

Чем очевиднее крах западной военной кампании на Украине, тем более активно и разнообразно проявляют себя дипломаты, выходя из тени кулуаров. Мир стал по-настоящему сложным и многосоставным, таким, каким он нам виделся после начала и в результате начала СВО.

AP PHOTO/EVAN VUCC
Читайте Monocle.ru в

Хотя допускаем, что, не прояви себя западный военный блок столь бессовестно и беззубо и на Украине, и в Йемене, и в Палестине, все вернулось бы к старому формату мировой политики: «Большая семерка» продолжала бы «впаривать» коллегам по «Большой двадцатке» стеклянные бусы в виде зеленых технологий за зеленые доллары, а «правила для порядка», на них основанного, все так же конструировали бы стратеги Белого дома.

Сегодня же любой более или менее сильный и независимый политик, яркий настолько, чтобы выбиться из серых рядов всесильной бюрократии, может потянуть одеяло на себя, приковав внимание СМИ и собрав вокруг смелой инициативы круг сторонников в самой оригинальной сборке. Раньше мы привыкли искать таких лидеров в западной цивилизации, но, похоже, деградация «цветущего сада» дает шанс «джунглям».

Сначала все ухмылялись, услышав мирные предложения ЮАР, Бразилии и Индонезии. Турецкого президента Эрдогана клеймили «торгашом» и «многостаночником» за стремление урвать выгоду ото всех сторон. Он и сейчас заявляет о желании войти одновременно в ШОС и БРИКС, оставаясь в НАТО, и совершенно не ощущает противоречия. Китай и Индию считали лишенными опыта и традиций большой дипломатии. Наши усилия по иранскому, сирийскому и северокорейскому трекам называли позорными и тупиковыми. Не верили в перспективы расширения клуба БРИКС.

Прошли два года СВО, и внезапно альтернативный западному мир обрел и форму, и содержание, а главное — мужество двигаться по рельсам своих национальных интересов. В отсутствие блоковых структур в части «нового мира» пестрое многообразие инициатив так насытило политическую повестку, что претензии западного истеблишмента на гегемонию окончательно оформились в качестве рудимента уходящей эпохи.

Вояж венгерского премьера Виктора Орбана по маршруту Киев — Москва — Пекин — Вашингтон только четче обозначил новую карту мировой политики. И в самой сути своей коммуникации представляется более интересным — и прогрессивным! — чем повестка саммита НАТО, который аккумулировал и агрессию ястребов, и перспективу милитаризма, чванство и спесь, стремление к гегемонии и доминированию в мире, который давно не хочет ни блоков, ни альянсов, ни войн. Это цивилизационное разделение становится все более очевидным: на одной стороне — государства, выступающие за прагматизм, торговлю, равноправную коммуникацию и конкуренцию, на другой — вооруженные «хозяева мира».

Западное общество удивительнейшим для себя образом внезапно оказалось на «неправильной стороне истории», в роли глобального агрессора. Еще недавно Запад без потери лица экспортировал насилие в другие части света, отдавал грязную работу на аутсорс, прикрываясь идеалами демократии и прогресса. Это работало до тех пор, пока большинство мировых лидеров не стали называть вещи своими именами — именно эту смелость подарила миру Россия.

Поэтому в Москву с первым после избрания визитом едет Моди, едет Си Цзиньпин. А сам Владимир Путин после мартовских выборов провел больше 20 личных встреч с лидерами стран со всех континентов. Осенью китайского лидера вновь ожидают в России вместе с другими главами государств БРИКС. В расписании Путина контакты с аравийскими монархами и турецким президентом.

Это не только не похоже на изоляцию. Это говорит о моральной изоляции тех, кто поставил задачу изолировать Россию.

Теперь притворяться не надо. НАТО гонит на Восток оружие, солдат, ракеты и авиацию, принципиально отказываясь от переговоров, поскольку суть их не в территориях, а в страхе потерять авторитет всей западной цивилизации. Тогда за моралью BLM и белого колониализма последуют темы геноцида индейцев, индийцев, африканцев, ядерных бомбежек Хиросимы и Нагасаки, южноамериканских переворотов, ближневосточных войн и спонсоров терроризма.

Пока лидеры «нового мира» еще слишком травоядны, чтобы спросить у Запада ответа за недавние преступления. Но они уже достаточно уверенно требуют прекратить вооружать мир.