ОДК берется за малую тягу

15 июля 2024, 00:00
№29
В обеспечении серийного выпуска этого двигателя состоит цель объединения «Рейнолдса» с ОДК

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») займется производством газотурбинных двигателей для сверхмалой авиации, в том числе для широкого спектра беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Выпуск новой для корпорации продукции станет возможным после того, как в ее состав войдет частная компания «Рейнольдс», которая как раз разработала линейку двигателей малой тяги. Соглашение об объединении ОДК и «Рейнольдса» было подписано на международной промышленной выставке «Иннопром». Предполагается, что частная компания войдет в состав ОДК до конца текущего года.

Компания «Рейнольдс» — резидент «Сколково», занимается разработкой турбореактивных двигателей с тягой от 40 до 150 кгс с 2017 года. Основатели компании — генеральный директор Никита Гусев и главный конструктор Никита Королев. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», на конец 2023 года их доли в компании составляли 57,5 и 42,5% соответственно. Выручка компании за 2023 год — 25,9 млн рублей, чистая прибыль — 15,1 млн. Годом ранее при практически такой же выручке чистая прибыль была на уровне 2,5 млн.

Подписанный на «Иннопроме» документ предусматривает, что Никита Гусев останется генеральным директором, а Никита Королев — генеральным конструктором «Рейнольдса» в составе ОДК.

В публичное поле производитель ворвался в 2018 году с сообщением о разработке не имеющего мировых аналогов турбореактивного двигателя Reynolds (R500).

К настоящему времени, сообщается на сайте компании, она обладает линейкой из четырех газотурбинных двигателей тягой от 55 до 150 кгс с ресурсом от 100 до 350 часов и массой от 7,5 до 18 кг. Как утверждает Никита Королев, «нам удалось показать лучшую в мире эффективность турбореактивных двигателей в классе тяги 50–70 кгс, наименьшую массу двигателя в классе 150 кгс, создать уникальный интегрированный турбогенератор для выработки электроэнергии на борту для электрических платформ». Вместе с тем количество сданных заказчику силовых агрегатов исчисляется десятками штук. Компания «Рейнольдс» обладает собственными производственными мощностями, однако массового производства двигателей у нее нет. Вместе с тем существенный спрос на БПЛА, оснащенные газотурбинным двигателем, может предъявить Министерство обороны РФ в связи с проведением СВО.

Собственно, в обеспечении серийного выпуска и состоит цель объединения с ОДК. Двигателестроительная корпорация обладает необходимыми для этого компетенциями, кадрами, активно модернизирует основные фонды, закупает современное оборудование и станки.

«Есть устоявшаяся практика, когда малые инновационные предприятия в процессе развития набирают силу, показывают состоятельность технических и технологических решений, а далее, когда встает вопрос о масштабировании производства, этот стартап подбирают крупные индустриальные партнеры, — говорит исполнительный директор агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев. — Надо сказать, что у ОДК высокая восприимчивость к инновациям и есть механизмы отбора перспективных идей и коллективов».

С начала этого года в России стартовал национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Он предусматривает создание в России к 2030 году развитой промышленности по производству беспилотников с выходом на выпуск до 32,5 тыс. гражданских БПЛА в год, что, по словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, в пять с лишним раз превышает текущие объемы выпуска.

ОДК и «Рейнольдс» не сообщают, на какие объемы производства двигателей планируется выйти в перспективе. Однако заявлено, что линейка малоразмерных газотурбинных двигателей будет расширена до 200 кгс.