«Маркетплейс ― это не просто программа для компьютера и торговая точка»

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы «Монокль»
22 июля 2024, 00:00
№33

Депутат Государственной думы, член комитета по финансовому рынку Владимир Сенин — о том, как и зачем регулировать электронные торговые площадки

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Депутат Государственной думы, член комитета по финансовому рынку Владимир Сенин считает, что отдельный закон о маркетплейсах необходим

Маркетплейсы очень быстро превратились в серьезнейших игроков на нашем розничном рынке. В прошлом году оборот лидера, Wildberries, достиг 2,5 трлн рублей, Ozon — 1,7 трлн. Для сравнения: выручка крупнейшего ретейлера X5 Group, который управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», в 2023 году составила немногим более 3 трлн рублей, а весь оборот розничной торговли в прошлом году уложился в 48,16 трлн.

При всем удобстве и несомненной популярности маркетплейсов связанные с ними проблемы растут. Покупатели не могут оценить качество товара, жалуются на платные возвраты и на то, что при кажущемся богатстве выбора приходится пролистывать множество страниц с одними и теми же предложениями. Продавцы сетуют на кабальные, по их мнению, условия размещения товаров и постоянное меняющиеся правила: подписываясь под договором-офертой, они никогда не знают, что будет внесено в этот договор через неделю или месяц. Кроме того, площадки, как правило пользуясь своей мощью, ведут все операции с продавцами через собственный банк и устанавливают сроки расчетов в свою пользу: за свои услуги списывают деньги авансом, а продавцу перечисляют их в конце определенного периода. Бурный рост активов банков маркетплейсов иллюстрирует эту реальность (подробнее см. «Новые банки проверят на прочность», «Монокль» № 28 за 2024 год).

Наконец, владельцы пунктов выдачи тоже имеют претензии: маркетплейсы нещадно штрафуют их, отказываются индексировать комиссию, увеличивают список требований и т. д. Отдельные вопросы со скрипом решаются в правовом поле: так, год назад Подольский городской суд счел нарушением закона требование Wildberries для покупателей оплачивать возврат товаров ненадлежащего качества. И все чаще раздаются голоса в пользу специального законодательства, которое наконец отрегулировало бы все накопившиеся противоречия.

Сейчас в Думе на этапе подготовки к первому чтению находится законопроект о маркетплейсах (№ 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации»). По информации «Монокля», из важных нововведений в нем пока содержатся нормы о том, что «агрегаторы информации» (так в законе названы маркетплейсы), занимающие значимое положение на рынке, должны обеспечивать равнодоступность сторонних (в том числе финансовых, включая банковские и страховые) сервисов на их платформе. Кроме того, по мнению авторов документа, не должно быть разных цен в зависимости от способа оплаты товара, а селлерам деньги за товар должны перечисляться не позднее чем через два дня после получения их банком. Кроме того, маркетплейсы могут быть признаны объектом критической инфраструктуры, что ограничит возможность использовать иностранное программное обеспечение и средства защиты информации. Наконец, платформы обяжут явно указывать в карточке товара, оплачивал ли продавец рекламу.

Пока нет информации, в каком именно виде законопроект подойдет даже к первому чтению. Сразу после его внесения Ассоциация компаний интернет-торговли написала письмо в Совет Федерации и Госдуму с просьбой доработать документ, и перечень возражений достаточно длинный. Как можно было догадаться, маркетплейсы хотят оставить возможность платного возврата товара, недовольны ограничениями для площадок, занимающих значимое положение (формальное основание — в Законе о конкуренции используется другое понятие — «доминирующее положение»), не готовы выполнять требование обеспечить антитеррористическую защищенность своей инфраструктуры и вообще в целом не видят необходимости в отдельном регулировании. В случае же принятия закона в текущем виде обещают заметный рост цен.

«Монокль» поговорил с депутатом Государственной думы, членом комитета по финансовому рынку Владимиром Сениным о том, какие изменения назрели в работе маркетплейсов и нужен ли для них отдельный закон.

― Позиция маркетплейсов известна: они против специального закона, который регулировал бы их деятельность, и вместе с тем не считают себя подпадающими под Закон о торговле, так как являются не торговыми сетями, а площадками-агрегаторами.

― При всем удобстве и несомненной популярности маркетплейсов их масштаб заставляет думать о том, как этот бизнес регулировать, как обеспечить защиту прав потребителей услуг, поставщиков товаров и их покупателей и при этом дать бизнесу возможность развиваться.

Очень важно, чтобы в законе сразу были даны четкие определения того, что собой представляет маркетплейс, какие услуги оказывает, какие функции обеспечивает

Маркетплейсы объединяют и реализуют три важнейшие функции: торговлю, расчеты и информацию. Это большой новый интегральный бизнес, который выстраивает взаимоотношения с теми, кто производит продукцию, кто ее продает, покупает, кто занимается передачей информации, кто производит расчеты. Который, наконец, очень сильно влияет на граждан. Необходимы общие, понятные, прозрачные правила для всех участников этих процессов. Так что закон нужен — именно отдельный специальный закон, регулирующий торговые электронные площадки, или маркетплейсы, как мы их называем. Очень важно, чтобы в законе сразу были даны четкие определения того, что собой представляет маркетплейс, какие услуги оказывает, какие функции обеспечивает, какая у него ответственность перед поставщиками услуг и покупателями, как этот бизнес должен формироваться и каким критериям соответствовать с точки зрения антимонопольного законодательства, финансового законодательства, защиты персональных данных, информационных процессов, наконец, защиты прав потребителей. Возможно, в первом варианте он должен быть рамочным, чтобы описать эту деятельность.

— Кого в первую очередь будет защищать этот закон?

— Для начала, конечно, должен быть защищен потребитель. Причем не только с точки зрения торговли и качества выбора, но и со стороны обработки информации, безопасности данных, финансовых услуг. Потому что если не отрегулировать эти вопросы, клиент маркетплейса окажется, по сути, в диком поле.

С другой стороны, есть множество вопросов у продавцов, работающих на маркетплейсах: насчет условий продаж, рекламы и так далее. Вы же помните: основная проблема в Законе о торговле была в том, что торговые сети навязывали свои условия производителям, и последние по сравнению с сетями остаются слабой стороной до сих пор. Точно так же, как и маркетплейсы сейчас: да, ты продаешь там, но при этом платишь, платишь и платишь. И производителю товара важно, чтобы не было доминирования со стороны площадок, нужны гарантированные условия для нормальной поставки товаров и услуг.

С третьей стороны, уже сейчас возникают вопросы у финансового сектора, поскольку банки при маркетплейсах используют свою материнскую компанию в качестве преимущества, предоставляя скидки и тем самым формируя некий арбитраж на платежах. Вспомним, как в девяностых формировалась банковская система: банки часто были расчетно-кассовыми центрами при предприятии со всеми вытекающими проблемами, которые ЦБ долгие годы разгребал. Просто это был другой масштаб, иной уровень. Возникали проблемы с кредитованием материнской компании, с ограничением концентрации на одного заемщика и так далее. И у кредитных организаций при маркетплейсах подобные проблемы со временем тоже могут возникнуть.

Так что законодательство, регулирующее все эти аспекты, точно необходимо, и, конечно, его подготовка требует внимательного, серьезного разговора, нужна дискуссия с участием всех заинтересованных сторон. Маркетплейс — это не просто программа для компьютера и торговая точка.

― Кто мог бы регулировать маркетплейсы?

― Очевидно, что это Минпромторг, Роспотребнадзор. Кроме того, на мой взгляд, маркетплейсы должны отвечать определенным требованиям к тому, каким образом осуществляются платежи, так что они или их финансовые подразделения, конечно, подпадают, под регулирование Центрального банка. Далее, Федеральная антимонопольная служба ― потому что нужно считать долю маркетплейсов на рынке, и сегодня не совсем ясно, как это делать. Это же не торговая сеть, где понятно, в каком регионе сколько торговых точек и есть доминирующее положение или нет, какие объемы продаж в региональном разрезе и так далее. И Минцифры ― так как речь идет о e-commerce, электронных площадках, работе с данными, об их защите и так далее.

Не просто доска объявлений

— Такое чувство, что ни у кого из потенциальных регулирующих органов пока нет четкой позиции по поводу того, как должны работать маркетплейсы. Хотя вопросов много: у банков при таких площадках уже десятки миллионов клиентов, открывающих электронные кошельки либо получающих карту в пункте выдачи заказов. Но если операционист в банке, который открывает счет и проверяет документы клиента, проходит хотя бы минимальную проверку со стороны службы безопасности, то сотрудники пунктов выдачи — это совершенно другой контингент.

— Это и есть один из вопросов, ответ на которые предстоит найти. Помните, как банк «Русский стандарт» раздавал карты, кидая их в почтовые ящики? Это ведь то же самое, просто теперь мы вышли на другой технологический уровень. А смысл-то один: минимизировать затраты и привлечь максимальное число клиентов.

— Как в законе будут отделены маркетплейсы от онлайн-площадок торговых сетей?

— Принципиальное отличие в том, что торговые сети, в том числе через онлайн-площадки, продают товар, который сначала купили. Вследствие этого они подвергаются регулированию, в первую очередь подпадая под Закон о торговле. А электронная торговая площадка — она вообще сама по себе сейчас живет.

Первая задача нового закона — установить квалифицирующие критерии маркетплейса. Дальше — определиться с тем, кто такой крупнейший маркетплейс. Может ли он устанавливать дифференцированные цены, кешбэки в зависимости от способа оплаты и эмитента банковской карты? И как это вообще регулировать — отслеживать установление продавцом различных цен на один и тот же товар?

— Но ведь продавцом является формально не маркетплейс, а селлер, который выставляет товары на этой площадке.

— В том-то и дело, что сами площадки всячески отстраняются от вопроса ценообразования, перекладывая ответственность на продавцов: якобы у тех есть свободный выбор. Хотя в реальности продавец связан огромным количеством условий, комиссий и так далее. И это будет самое сложное: проконтролировать взаимоотношения площадки и продавца.

Площадки отстраняются от вопроса ценообразования, перекладывая ответственность на продавцов: якобы у тех есть свободный выбор. Хотя в реальности продавец связан огромным количеством условий, комиссий и так далее

Ведь как это работает: у вас есть информационная площадка, как бы доска объявлений. Вы на ней помещаете информацию для всех, кто здесь хочет что-то купить или продать. И этим вроде бы ваши функции исчерпываются. Но на самом деле вы, как площадка с огромным охватом, можете как-то влиять на цены. У вас есть банк, который предоставляет лучшие условия для оплаты товара, чем остальные банки, хотя, казалось бы, чисто информационная площадка не должна влиять на то, как человек платит.

— То есть, вы полагаете, регулирование маркетплейсов может быть таким же, как регулирование биржи? Ведь, по сути, биржа как раз площадка, которая транслирует цены и не должна ни на кого влиять.

— Если вы позиционируете себя исключительно как площадку для выставления товаров и имеете процент с продаж — пожалуйста. Но тогда логично, что все продавцы и покупатели должны иметь равные условия, а вы, как площадка, не должны заниматься бизнесом, связанным с предоставлением у себя же платежных, финансовых, кредитных услуг, пользуясь своим, по сути, монопольным положением. А если дело обстоит не так, то должно быть соответствующее регулирование. Решить вопрос можно либо прямым запретом, либо внедрением соответствующих нормативов, которые уже активно используются в банковском регулировании. Иначе эта борьба будет бесконечной.

Да, и еще очень важная задача для будущего закона: не дать монополизировать этот рынок, сохранить конкуренцию. Она сейчас есть. Но при возможностях отдельных крупных игроков в будущем они могут очень сильно потеснить других.

— Что будет происходить с маркетплейсами дальше, на ваш взгляд?

— Я думаю, что обмен товарами и услугами на маркетплейсах может развиваться в сторону В2В и особенно большим скачком станет подключение возможности международных поставок продукции промышленного, технологического назначения. В текущих геополитических условиях, когда неправомерными санкциями в отношении нашей страны возведены огромные барьеры, такие площадки могли бы организовать взаимовыгодную торговлю между участниками бизнеса в разных странах.