Отметим, что в 2023 году число стоек в коммерческих ЦОД 30 крупнейших операторов увеличилось на 13,8 тыс. Рост составил 27%.
При этом начиная с 2025 года, как следует из опроса ComNews Research, крупные провайдеры намерены реализовать еще более масштабное расширение мощностей. Так, «Ростелеком-ЦОД» до конца 2028 года планирует ввести в эксплуатацию 35 тыс. новых стоек. Всего же принявшие участие в опросе компании заявили о планах ввести около 85 тыс. новых стоек после 2024 года.
Не исключено, что это число будет перекрыто: в начале июля ряд игроков заявили о заморозке своих проектов, поскольку посчитали невыгодным строить объекты на заемные средства при текущем уровне ключевой ставки, однако вскоре стало известно, что в рамках национального проекта «Экономика данных» предусмотрено выделить из федерального бюджета в 2025–2030 годах 32,1 млрд рублей на льготное кредитование строительства ЦОД. Так что поддержка со стороны бюджета может придать строительству дата-центров дополнительный импульс.
В России в основном строят ЦОД уровня Tier III. Это такой уровень надежности дата-центра, когда предполагается минимальный простой оборудования (1,6 часа в год) и электропитание активного оборудования резервируется по схеме N + 1, то есть с одним избыточным источником. Им чаще всего становится автономная дизельная электростанция, которая автоматически включается в работу при перебоях с поставками электроэнергии из общей сети. Впрочем, не исключены и случаи, когда дизельная электростанция выступает основным источником электроэнергии.
Энергоснабжение — одна из самых затратных составляющих инженерных систем дата-центров. Ее стоимость может составлять до 30% от общих расходов. Отметим, что в «среднем по больнице» стоимость строительства ЦОД в России составляет порядка 38 тыс. долларов за стойку, или, в пересчете на потребляемую мощность, 7600 долларов за киловатт.
В компании «Промышленные силовые машины» (ПСМ) говорят, что в 2022 и 2023 годах для нужд дата-центров поставили оборудование суммарной мощностью 48 МВт. А в текущем году в работе уже дизельные электростанции для ЦОД общей мощностью 83 МВт.
«В условиях растущего спроса мы также проектируем системы распределения питания в формате префаб-решений: блок-модули, в которых размещаются источники бесперебойного питания, силовые трансформаторы и распределительные устройства», — отмечает руководитель проектов ПСМ Антон Гущин.
Столь высокая загрузка ПСМ обусловлена еще и тем, что с российского рынка ушли поставщики из недружественных стран и отечественный производитель «освоил» их поле. Вместе с тем сами дизельные электростанции пока еще строят на базе двигателей иностранного производства, прежде всего китайских.