А можно нам другой Центробанк?

2 сентября 2024, 00:00
№36
Коллаж: Тамара Ларина

Банк России готов пойти на любые меры, чтобы задавить инфляцию, опустив ее на уровень 4%. Опубликованный на днях проект «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2025–2027 годы» включает в себя вероятность повышения ключевой ставки до 20–22% в наиболее неблагоприятном сценарии. А первый зампред ЦБ Алексей Заботкин подтвердил настрой регулятора «ястребиными» комментариями о том, что в условиях усиления инфляции ЦБ видит необходимость в более жесткой денежно-кредитной политике и ее поддержании на более длительный период, хотя и уточнил, что подъем ставки на ближайшем заседании не предопределен.

Интересно, что проект «Основных направлений» был опубликован вскоре после совещания у президента РФ Владимира Путина, на котором он заявил о необходимости повысить эффективность скоординированных действий ЦБ и правительства по снижению инфляции. Кроме того, президент отметил, что повышение ставки так и не замедлило кредитование, а в качестве решения призвал увеличивать предложение товаров и услуг. В ЦБ возможностей для этого, однако, не увидели.

«Экономика значительно отклонилась вверх от траектории сбалансированного роста, — привычно сетует ЦБ в документе. — Основным драйвером был внутренний спрос. Рост доходов населения и уверенные потребительские настроения вместе с высокими темпами роста кредита поддерживали сильную потребительскую активность. Инвестиционная активность была на исторически максимальных значениях. Однако возможности расширения предложения для удовлетворения растущего спроса были ограниченны. Производственные мощности и трудовые ресурсы были задействованы почти полностью». Вопрос, а не пора ли создать новые производственные мощности, ЦБ привычно игнорирует.

Как отмечают эксперты ведомства, недостаточная жесткость денежно-кредитной политики привела к тому, что потребительская активность в начале года фактически не остывала. Поэтому в июле Банк России повысил ключевую ставку на 2 п. п., до 18% годовых. Июльский прогноз также предусматривает более высокую траекторию ключевой ставки для возвращения инфляции к цели в этом году.

На текущий момент в базовом сценарии ведомство прогнозирует, что ВВП вырастет на 3,5–4,0% в 2024 году за счет «перегрева» экономики, а дальше рост замедлится и вернется на траекторию «сбалансированного роста» в 1,5–2,5% в 2027-м.

Инфляция на конец нынешнего года составит 6,5–7,0%, что значительно выше таргета, и, чтобы вывести ее на траекторию в 4,0–4,5%, потребуется поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время, предупреждают в ЦБ.

«Высокая ключевая ставка обеспечит необходимую реальную жесткость денежно-кредитных условий для снижения кредитной и увеличения сберегательной активности экономических агентов в условиях их повышенных и незаякоренных инфляционных ожиданий. По прогнозу Банка России, в 2024 году средняя ключевая ставка будет находиться в диапазоне 16,9–17,4% годовых, в 2025 году — 14,0–16,0% годовых», — считает регулятор. Правда, это базовый прогноз, проинфляционный и рисковый предполагают куда более жесткие меры (см. таблицу).

Напомним, ранее мы уже писали («Не желают остывать», № 34 за 2024 год), что льготные ставки и госсубсидии, как физлицам (например ипотечникам), так и крупнейшим предприятиям агропромышленного комплекса и сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), делают экономику нечувствительной к ключевой ставке. А немалая часть компаний и вовсе доступа к банковскому кредитованию себе позволить не может и использует собственные средства для финансирования текущих и даже инвестиционных нужд.

Фактор нехватки кадров и изменившийся рынок труда вообще Центробанку (и особенно рычагу ключевой ставки) неподконтролен.

Что интересно, в Банке России признают: резкое повышение ставки «сработало» со значительным временным лагом, а эффективность этого рычага снизилась, но свои методы все равно менять не собираются. Судя по высказыванию чиновников, к рычагу ключевой ставки они относятся как к силе. Если ее приложили, но проблема не решилась, значит, приложили недостаточно. «Ключевая ставка — это главный и эффективно работающий инструмент воздействия на инфляцию. При этом мы учитываем, что возросла доля экономики, которая в меньшей степени чувствительна к денежно-кредитной политике. Это означает, что для достижения того же результата, то есть низкой инфляции, требуется более значительное изменение ключевой ставки, чем когда эта доля была меньше» — такое парадоксальное заявление сделал на пресс-конференции зампред ЦБ Алексей Заботкин.

Отдельно стоит добавить: в СМИ появилась информации, что правительство активно готовит меры по снижению инфляции путем охлаждения спроса на кредитование. В частности, параметры субсидирования агропрома, сегмента МСП и экспортеров могут быть пересмотрены, а то и вовсе отменены. Для физлиц предлагается искусственно удлинить сроки выдачи кредитов и перенести часть рисков с заемщика на кредитора. И если сами меры выглядят достаточно логично, то после отмены льготного кредитования определенная часть экономики окажется вынужденной брать кредит на общих условиях, а вкупе с высокой ставкой ЦБ это может оказать весьма негативное влияние на экономику.