Сор из мельницы

Александр Лабыкин
обозреватель «Монокль»
2 сентября 2024, 00:00
№36

Мукомолы европейской части страны не хотят пускать сибирскую муку на свои рынки. Это усугубляет кризис перепроизводства в удаленных регионах и создает риск волатильности цен на муку в Центральной России

ТАСС
В условиях сложной экспортной логистики российский рынок страдает от перепроизводства и зерна, и муки

Предложение Госдумы компенсировать мукомольным компаниям Сибири затраты на транспортировку продукции во все регионы страны вызвало скандал. На данный момент компенсация для зауральских мельников действует лишь при отправке муки на Дальний Восток и продаже за рубеж. Как ни странно, Союз мукомольных и крупяных предприятий выступил против такой инициативы, указав, что сибирские и алтайские коллеги и без того имеют более дешевое, чем в европейской части страны, зерно для переработки. В случае поставок муки по льготным тарифам западнее Урала цены на продукцию рухнут, что приведет к закрытию ряда недозагруженных мельниц.

Сибирские и алтайские компании — лидеры отрасли по объему помола — возмущены таким выпадом против них: они и без того потеряли рынки европейской части России из-за нулевого тарифа на вывоз алтайского зерна в другие регионы до 2022 года. Тогда их коллеги из Центральной России получали дешевое сырье, а сибирская и алтайская мука становилась неконкурентоспособной из-за дорогой транспортировки. Пока сибирских мукомолов выручает растущий экспорт; тем не менее регионы за Уралом вновь страдают от перепроизводства и зерна, и муки, низкой ценовой конъюнктуры рынка и, как следствие, почти нулевой рентабельности.

Чтобы хлеб не дорожал и крестьянин не бежал

Компенсацию затрат на перевозку ряда товаров первой категории (к ним относится, например, уголь, а в 2019–2022 годах в список входило и зерно) правительство практикует уже несколько лет. Эта мера помогает выравнивать рыночные условия для компаний из разных регионов, имеющих разный доступ, например, к портам или центрам сбыта продукции.

С ноября 2022 года компенсация расходов на вывоз сельхозсырья из регионов Сибири и Дальнего Востока к южным и северным портам была отменена, но вместо нее появилась другая мера поддержки: предприятиям возвращали треть затрат на транспортировку муки как продукта более глубокой, чем зерно, переработки — но только при отправке на экспорт или в регионы Дальнего Востока. Поставки муки и круп на Дальний Восток в итоге выросли, увеличился и экспорт: по данным Центра оценки качества зерна, с января по середину августа 2024 года продажи сибирской продукции за рубеж повысились на 20%, до 231 тыс. тонн, а в среднем по России — на 38%, до 740 тыс. тонн (за весь прошлый год на внешние рынки отправили свыше 1 млн тонн). Лидирует по поставкам Алтайский край, отгрузивший 146 тыс. тонн продукции, в том числе 50 тыс. тонн муки, он же традиционно занимает первое место по объемам помола, выпуская до 1,2 млн тонн муки в год.

Отчасти благодаря льготной перевозке отечественная — в первую очередь сибирская — мука с 2019 года завоевывает мировой рынок. Нашу продукцию импортировали 20 стран, рекордные объемы закупок показали Китай, Монголия и Казахстан (недавно он прекратил покупку зерна и муки из России). Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский связывает такой рост еще и с введением в 2021 году экспортных пошлин на зерно. «Пшеница подорожала на величину пошлины, поэтому некоторым импортерам стало выгоднее покупать зерно уже в виде муки: на фоне пшеницы она стала более конкурентоспособной по цене на мировом рынке», — отмечает эксперт.

И тем не менее сейчас мука в регионах за Уралом стоит дешевле, чем в среднем по стране, поскольку ее снова некуда девать. «После прошлогоднего повышения Казахстаном тарифов на транзит российская мука подорожала на экспортных рынках. Больше всего покупали Афганистан и Иран, и транспортировка через Казахстан была самой быстрой. Теперь же рынок занимает казахстанская мука», — говорит генеральный директор ГК «Алтан» Валерий Покорняк. В Алтайском крае проживает всего 1,8% населения РФ, при этом муки регион выпускает 12% от суммарного объема производства в стране, а крупы и макарон — по 25%. «После утраты части мирового рынка мукомолам Сибири очень нужна льготная доставка в регионы России», — добавляет он.

Именно поэтому комитет Госдумы по аграрным вопросам в конце августа рекомендовал правительству рассмотреть возможность расширения программы льготной транспортировки муки из Сибирского федерального округа во все регионы страны. Подразумевается, что при компенсации части затрат на перевозку поставки продукции из этих регионов увеличатся, поскольку на нее — как более дешевую — повысится спрос. Кроме того, это положительно повлияет на стоимость хлеба в центральных регионах. «В Сибири сейчас зерно сильно подешевело, поскольку возврата средств за его перевозку больше нет. Сельхозпроизводители там и на Алтае терпят убытки. Если мы сможем забрать муку из Сибири, то и стоимость зерна там увеличится», — поясняет инициативу председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин.

Ответа от Минсельхоза пока не последовало; предполагается, что правительство будет изучать вопрос не один месяц.

Неджентльменское предложение

Неожиданно для всех на инициативу Госдумы нервно среагировал Союз мукомольных и крупяных предприятий (СМКП), написавший открытое письмо главе Минсельхоза Оксане Лут. В документе говорится, что предложение муки и крупы для потребителей европейской части России значительно превышает потребности, а производственные мощности мукомольно-крупяных предприятий на этой территории загружены менее чем на 50%, из-за чего большинство из них малорентабельны или убыточны.

«Массовая отгрузка муки и крупы по льготным тарифам из Сибири в европейскую часть страны приведет к дальнейшему закрытию мельниц и крупозаводов, что при определенных обстоятельствах может угрожать продовольственной безопасности наиболее населенной части России, а также поставит под угрозу выполнение плановых показателей по расширению экспорта муки», — утверждает президент СМКП Игорь Свириденко.

Он напоминает, что сейчас компенсация затрат на транспортировку продуктов переработки зерна из-за Урала действует для поставок на экспорт и внутренних отгрузок получателям Дальнего Востока. «Объединение также обращает внимание, что у сибирских переработчиков и без льготного тарифа есть преимущество по сравнению с коллегами из европейской части страны — достаточно дешевое зерно».

Это до крайности возмутило президента Союза зернопереработчиков Алтая, генерального директора компании «Грана» Валерия Гачмана: предложение не давать льготный тариф сибирским мукомолам в европейскую часть страны он счел вызывающим и вообще антигосударственным. «Понятно, что мукомолам европейской части выгодно, чтобы им поступало из Сибири зерно, которое будет дешевле на рынке из-за нулевого тарифа на перевозку и позволит местным мукомолам произвести более дешевую муку для потребителей в Европейской части России, а мука из Сибири должна перевозиться с учетом полной стоимости железнодорожного тарифа, — говорит Валерий Гачман. — Это колониальная политика: давать льготу на вывоз сырья и не давать на переработку, это нарушение антимонопольного законодательства, это создание препятствий для развития Сибири в угоду развитию только регионов, приближенных к центру России. Мельницы в европейской части страны сейчас имеют большое преимущество: на их рынок сбыта не доходит наша мука из-за дороговизны перевозок». Действительно, цены на зерно на Алтае и в Сибири ниже, чем в центре и на юге страны, из-за большой удаленности от экспортных ворот. «Но у нас не дешевое зерно, как говорят в СМКП: себестоимость его производства больше, чем где бы то ни было в России, — отмечает Валерий Покорняк. — У нас пшеница более качественная, но в основном яровая, а ее урожайность может быть в два, три и пять раз меньше озимой. Алтай — это регион Сибири со сложным климатом, в котором мало солнечных дней. Конечно, у нас должны быть низкие тарифы на перевозку. И так же, как у всех, у нас дорожает топливо, удобрения, техника».

Отчасти благодаря льготной перевозке российская, особенно сибирская, мука с 2019 года активно завоевывает мировой рынок. Нашу продукцию импортировали 20 стран, рекордные объемы закупок показали Китай, Монголия и Казахстан

Когда в товарищах согласья нет

По мнению Аркадия Злочевского, введение льготы на перевозку муки из Зауралья вглубь страны, безусловно, будет способствовать увеличению поставок продукции в европейскую часть России. «Думаю, что местным мукомолам надо просто повышать эффективность производства. Да, половина мощностей у них не загружена, но на самом деле они простаивают потому, что большинство оборудования там устарело и связано с высокими издержками. На Алтае тоже мощности пустуют и тоже есть угроза банкротства мельниц. Так почему им нельзя дать доступ на все рынки?» — вопрошает эксперт.

Он также не понимает, почему СМКП все время просит снижать цены на зерно. «У нас хронический кризис перепроизводства муки, поэтому она следует трендам и динамике рынка зерна, — говорит президент Российского зернового союза. — Когда пшеница дорогая, мука тоже дорогая, и ее рентабельность растет, как это и было в июне‒июле. А снижение цен на пшеницу будет в убыток, потому что подешевеет и мука. Другое дело, что у нас не выстроено межотраслевое регулирование для всех цепочек производства агропродукции».

В июне на рынке муки разгорелся скандал как раз из-за повышения закупочных цен на муку в центральных регионах страны почти на 30%. Это произошло вслед за резким подорожанием пшеницы в мае‒июне после весенней засухи и наводнений. Тогда хлебопеки пожаловались, что зерно в июле после поступления нового урожая начало дешеветь, а цены на муку многие производители держали высокими еще месяц или два. И только сейчас их стоимость упала благодаря поступлению новых объемов зерна и муки на рынок. «Вот если бы весной действовал льготный тариф на вывоз муки с Алтая, роста цен удалось бы избежать», — уверен Валерий Гачман.

Алтайский союз зернопереработчиков уже давно просит правительство установить на вывоз муки нулевой тариф, а не просто распространить льготу в 30%, которая действует для перевозок муки на Дальний Восток, на другие регионы. «Тогда и закупочные цены на сибирское зерно повысятся, а прибыль необходима производителям зерна, чтобы компенсировать рост затрат на энергию, удобрения и технику», — говорит Валерий Гачман.

Впрочем, точные параметры льготы, которая обычно устанавливается на определенный объем груза для региона или с определенного километра, пока неизвестны. По словам Владимира Кашина, они еще только будут обсуждаться с правительством. Вот когда эти параметры появятся, тогда и можно будет оценить, хлынет ли мука с Алтая на рынки европейской части России и в каких объемах, а заодно понять, сломают ли зауральские мукомолы другие рынки страны. «Очень важно найти золотую середину и тонко настроить инструмент льготирования, чтобы не допустить волатильности на внутреннем рынке, но одновременно расширить возможность вывоза максимальных объемов переработанной продукции из удаленных регионов, — комментирует генеральный директор аналитического агентства «ПроЗерно» Владимир Петриченко. — Это позволит мукомолам установить отраслевой консенсус. А то сейчас картина неприглядная: союз, который должен защищать интересы всех участников рынка, пытается не пустить одних игроков на рынки других».