С декабря 2025 года предоставление рассрочек соответствующими сервисами, которые еще носят название BNPL (buy now, pay later — «покупай сейчас, плати потом»), будет контролироваться Центральным банком. Если сумма покупки в рассрочку превысит 15 тыс. рублей, оператор будет обязан направить информацию в бюро кредитных историй. Недавно в Госдуму был внесен соответствующий законопроект. Это сделано, чтобы уравнять регулирование кредитов и рассрочек и купировать потенциальные проблемы на зарождающемся рынке последних.
Рынок в самом начале
Несмотря на то что рассрочки сейчас предлагают чуть ли не все магазины, как офлайновые, так и онлайновые, рынок BNPL-сервисов в России находился на начальном этапе развития. По крайней мере, год назад такой вывод сделала компания Frank RG, изучив рынок рассрочек в онлайн-торговле: по данным на апрель 2023 года только 6% опрошенных хотя бы раз пользовались подобным сервисом. Пока аналитики Frank RG работают над новой волной исследования рынка, они не могут назвать точный размер рынка рассрочек, но старший проектный лидер Анна Стогниенко отмечает, что он все еще составляет несколько процентов от объема e-commerce и в разы меньше рынка потребительского кредитования. При этом в среднем на покупки с помощью BNPL россияне тратили 7025 рублей, а доля таких покупок в общем объеме электронной коммерции России в 2022 году составляла не более 1%. В 2023 году она выросла до 1,5%, в 2024-м может достичь 1,8%.
Если учесть, что по итогам 2023 года рынок e-commerce достиг 7,8 трлн рублей, это может означать, что рынок рассрочек составляет 140 млрд рублей.
Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам», говорит, что объем глобального рынка BNPL в 2023 году оценивают в 30 млрд долларов. Прогнозируется, что он будет расти по 20% в год и достигнет 168 млрд долларов в 2032 году. Оценки российского рынка BNPL, по словам Делицына, сейчас находятся в диапазоне от 40 млрд рублей до 200 млрд рублей. Для сравнения: портфель потребкредитов составляет 14,7 трлн рублей.
При этом в странах, где первые BNPL-сервисы появились еще в 2014 году, рынок уже вошел в стадию зрелости и доля BNPL от e-commerce может доходить до четверти всех онлайн-покупок.
Позволить себе больше
Рассрочку сегодня предоставляет каждый уважающий себя маркетплейс, многие онлайн и офлайн-магазины и даже сами банки наряду с кредитными картами. Причем рассрочку предлагают не только на крупные, но и на мелкие покупки: например, на Ozon с разбивкой платежа можно взять любой товар, хоть синюю шариковую ручку за 190 рублей. Беря рассрочку на полгода, нужно будет выплачивать примерно 36 рублей в месяц — легко подсчитать, что стоимость купленной таким образом ручки составит уже 216 рублей, это и составит доход того, кто выдал рассрочку.
В марте 2022 года аналитики сервиса «Т-Банк Кредит Брокер» узнали, как рассрочки влияют на продажи: они увеличивают средний чек бизнеса в среднем на 40%. Кроме того, рассрочка может стать одним из маркетинговых инструментов для привлечения новой аудитории. К примеру, у онлайн-университета Skillbox в течение полугода после подключения рассрочки и POS-кредита количество заказов выросло в четыре раза, а прибыль с продаж — на 130%.
В основном для оформления рассрочек компании пользуются разными сервисами — как правило, банковскими. Как рассказали «Моноклю» в мебельной компании «Ангстрем», она для этого взаимодействует со Сбером, Почта Банком, Ренессанс Банком, Кредит Европа Банком, Совкомбанком, «Русским стандартом», МТС Банком, Т-Банком. Покупатели оформляют рассрочки на разные суммы, минимальная составляет 3000 рублей.
Директор розничной сети Sokolov Максим Чижов рассказал, что для продажи товаров в рассрочку их компания также использует банковские продукты лидеров рынка. Доля рассрочки в совокупных продажах составляет 3‒5%, причем средний чек покупки в рассрочку выше чека за наличный расчет. «Помимо экономического эффекта мы получаем высокую удовлетворенность уровнем клиентского сервиса: гостям удобно оплачивать частями и совершать более дорогие покупки», — говорит Чижов.
Используются также скоринговые модели и ресурсы банка для оценки розничных кредитных рисков, поскольку все крупные провайдеры BNPL принадлежат банкам, кроме «Яндекса» (хотя и у него есть дочерний банк).
«Крупнейшие операторы сервисов рассрочек уже сейчас являются банковскими продуктами. Например, “Долями»”— Т-Банк, “Плати частями” — Сбербанк, “Подели” ― Альфа-банк, “Халва частями” ― Совкомбанк. Из небанковских BNPL-сервисов стоит выделить сервис “Мокка” от МФК “Рево Технологии”», ― говорит Артем Тузов, директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс».
Доходы операторов BNPL-сервисов складываются из комиссии с продавцов товаров и штрафов за просрочку по платежу. Банки, выдавая рассрочку, также могут взимать комиссию за услугу.
Кредит, вид сбоку
После принятия закона выдавать рассрочки смогут юридические лица, зарегистрированные как хозяйственные общества, банки и микрофинансовые организации (МФО) с минимальным размером капитала 5 млн рублей.
По словам Анны Стогниенко, важнее всего, что теперь принципы регулирования рассрочек и потребительского кредитования как аналогичных сделок станут равными. На данный момент BNPL-сервисы не подпадают под банковское законодательство, регулирующее необеспеченные кредиты населению, для оформления оплаты частями необходимо указать только номер телефона и привязать любую банковскую карту, то есть не проводится идентификация клиента независимо от суммы покупки. При этом лимиты сделок BNPL достигают 100 тыс. рублей — это больше, чем средний долг по кредитной карте, и близко к среднему размеру потребительского кредита. Это проблема: при отсутствии контроля за недобросовестными потребителями или заемщиками объемы невозвратов могут сильно расти.
«Собственно, Россия не идет каким-то особенным путем. Во всех странах, где зародились и развивались операции BNPL, регулирование этого рынка наравне с банковскими кредитами стало нормой», — утверждает Анна Стогниенко.
Теперь сделки оплаты товаров частями будут учитываться при расчете кредитной нагрузки, и, что еще важнее, все случаи просрочки или неоплаты будут документированы.
Для операторов сервисов рассрочек наиболее болезненным может оказаться введение максимального процента штрафа за неисполнение договора рассрочки в 20% от просроченной задолженности, так как это снизит маржинальность бизнеса, говорит Артем Тузов.