Федеральный бюджет — 2025 внесен в Госдуму. Как и ожидалось, после серьезного всплеска этого года расходы будут расти медленнее, чем доходы: первые увеличатся на 5,2%, а вторые на 11,6%. Дефицит бюджета, конечно, сохранится, но снизится, как надеются в Минфине, с 1,7 до 0,5% ВВП.
Начнем с предпосылок. Федеральный бюджет сверстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2025-й и плановый период 2026–2027 годов, который учитывает в числе прочего ряд внешнеэкономических условий: умеренное замедление роста мирового ВВП (в частности, Китая — до уровня не выше 4%), повышенные инфляционные риски в мировой экономике, сдержанная динамика импорта (замедление внутреннего спроса, переключение потребителей на отечественные товары), восстановление экспортных поставок (преимущественно за счет ненефтегазового сектора), постепенное ослабление рубля.
Вот основные параметры, заложенные в бюджет на будущий год: экспортная цена на российскую нефть — 69,7 доллара за баррель (70 долларов в 2024-м), среднеконтрактная цена на газ (включая страны СНГ) — 259,1 доллара за 1000 кубометров (279,9 в 2024-м), рост ВВП — 2,3% (3,9% в 2024-м), инфляция — 4,5% (7,3% в 2024-м), курс доллара — 96,5 рубля за доллар США (91,2 в 2024-м). Как видим, все довольно консервативно, за исключением излишнего оптимизма по поводу снижения инфляции.
Тут стоит напомнить, что российская экономика остается в значительной степени экспортно ориентированной, а инфляция в стране во многом определяется внешними факторами, хотя Банк России пытается закрывать на это глаза. Ситуация в стране во многом определяется ростом цен на импортную продукцию, так как отечественные производители поднимают цены на свои товары до аналогичного уровня. Кроме того, экспортеры предпочитают выравнивать прибыли от поставок продукции на экспорт и на внутренний рынок и параллельно с подорожанием на мировых рынках повышают цены и для россиян.
Первые цифры
Что касается параметров самого федерального бюджета, то его доходы в 2025 году ожидаются на уровне 40,3 трлн рублей, это на 11,6% больше оценки доходов за 2024 год в целом; даже в реальном выражении (с коррекцией на инфляцию) это на 6,8% больше, чем в текущем году. Впрочем, нельзя сказать, что это окончательные цифры, ведь поступления в будущем году, скорее всего, как и в этом, превысят ожидаемые значения. Если сравнивать с прогнозом бюджета 2024 года на момент его формирования, итоговый рост доходов составит около 15%. Его обеспечат преимущественно внутренние налоги на бизнес (о чем ниже).
То же самое, вероятно, произойдет и с расходами. Пока они запланированы на уровне 41,5 трлн рублей, что на 5,2% (на 0,7% в реальном выражении) больше текущей оценки расходов 2024 года и на 13,1% больше первоначального прогноза на этот год. Дело в том, что разница текущих бюджетных расходов с прогнозом довольно велика: казна потратила больше, чем собиралась, на 2,7 трлн. Перерасход наблюдался и в прошлом году, соответственно, и в следующем стоит ожидать чего-то подобного.
Дефицит бюджета планируется на уровне 1,2 трлн рублей (0,5% ВВП), и тоже далеко не факт, что он таким и останется. Например, в проекте бюджета на 2024 год значился дефицит в размере 1,6 трлн, а текущая оценка по результатам 2024 года — 3,3 трлн. Но и такая сумма не повод паниковать: это всего 1,7% ВВП. В предыдущие годы мы видели и более значительный дефицит — как в рублях, так и относительно ВВП. К тому же сейчас есть реальная необходимость в виде расходов на СВО.
Основным источником финансирования дефицита бюджета останутся государственные заимствования. На 2025 год власти планируют занять 3,26 трлн рублей (оценка на 2024-й — 2,54 трлн). Как пояснил журналистам в кулуарах Госдумы заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев, в следующем году доля ОФЗ с плавающим купоном, скорее всего, будет высокой. Чиновник также заявил, что программа размещений предусмотрена небольшая, 1–1,5% ВВП, или приблизительно 10–20% от объема кредитования — для финансовой системы, по его мнению, это немного.
Собственно, с учетом того, что Банк России собирается и дальше проводить жесткую денежно-кредитную политику, в частности держать ключевую ставку на высоком уровне, другого выхода, кроме перехода с постоянного купона на переменный, у Минфина нет. Не занимать же по ставкам 17% и выше (подробнее см. статью «Пульс облигаций слабеет», «Монокль» № 36 за 2024 год). Да, конечно, в последнем среднесрочном прогнозе ЦБ на 2025 год значится средняя ключевая ставка 14–16%, но проблема в том, что одновременно с этим прогнозом ключевую ставку повысили до 18%, а на следующем заседании — до 19%. При этом регулятор напомнил, что изменения в бюджетной политике могут потребовать уточнения параметров ДКП. Это можно интерпретировать следующим образом: вырастут госрасходы — будем и дальше поднимать ставку.
В 2025 году общий объем госдолга должен достигнуть 16,5% ВВП (в 2024-м — 15,7%), или 35,4 трлн рублей, причем 83% из него — внутренний долг. Конечно, 16,5% не выглядят такими уж ужасными на фоне госдолга США в 100–120% (в зависимости от методологии) или 83,6% у Китая, но нужно учитывать стоимость обслуживания. Обслуживание американского госдолга, по данным Управления Конгресса США по бюджету, обходится в 10,8% от общих расходов бюджета. Россия при значительно меньшем объеме займов постепенно приближается к такому же значению. Согласно проекту бюджета-2025, расходы по направлению «Обслуживание государственного и муниципального долга» вырастут с нынешних 6,2 до 7,7%.
НДС всему голова
Нефтегазовые доходы федерального бюджета должны составить в 2025 году 10,9 трлн рублей — всего 27,1% от общих доходов (31,3% в 2024-м). Это рекорд последних лет, что-то близкое (28%) мы наблюдали только в пандемийном 2020-м, когда мировая экономика встала на паузу и спрос на российское сырье упал до минимума. Но теперь дело не столько в сокращении нефтегазовых доходов, которое составит по сравнению с текущим годом всего 3,3%, а в росте ненефтегазовых, которые увеличатся за год на 18,4%, в результате чего их доля достигнет почти 73% (68,7% годом ранее).
Снижение нефтегазовых доходов в 2025 году предполагается в связи с коррекцией НДПИ на газ, снижением цены на нефть и модификацией структуры добычи и производства углеводородов. Свою роль сыграют также изменения в механизмах демпфера и расчета акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку.
Среди ненефтегазовых доходов лидером по поступлениям в федеральный бюджет останется НДС — 38,4% от всех доходов, или 15,6 трлн рублей, на 16,8% больше, чем в текущем году. Налог на прибыль добавит еще 10% от общего объема, или 4 трлн рублей, что почти вдвое превысит уровень 2024 года.
На поступления от акцизов и ввозных пошлин придется по 3,4% (по 1,4 трлн рублей), прирост по этим направлениям составит 11,1 и 16,1% соответственно. НДФЛ даст 2% от общего объема, или 810,5 млрд, — это в два с половиной раза больше текущего уровня.
С учетом того, что Банк России собирается и дальше проводить жесткую денежно-кредитную политику, другого выхода, кроме перехода с постоянного купона на переменный, у Минфина нет. Не занимать же по ставкам 17% и выше
Такой масштабный прирост налогов на бизнес опирается на повышение номинального ВВП, стоимостных объемов импорта (несмотря на более сдержанную его динамику, предполагается восходящий тренд), прибыли организаций, фонда заработной платы и курса доллара США. Конечно, не последнюю роль сыграют и многочисленные изменения в налоговом законодательстве, а также увеличение эффективности работы налоговых органов. Помимо уже традиционных систем АСК НДС-2 и «Налог-3», ФНС использует в своей аналитике все доступные электронные ресурсы вплоть до реестра ЗАГС, информации о штрафах в ГИБДД, страничек руководства и сотрудников в соцсетях. Сверяют даже фотографии с корпоративов (подробнее см. статью «Бенефициаров бизнеса найдут через соцсети», «Монокль» № 39 за 2024 год).
Расходы на оборону: плюс 25%
Детализации текущего состояния расходов бюджета и прогноза по итогам 2024 года в целом в публичном доступе нет, даже в комплекте законопроекта о бюджете-2025, представлена только оценка общего объема расходов на 2024 год. Ситуация нетипичная: в предыдущие годы в таких законопроектах информация с оценкой расходов текущего года по направлениям присутствовала. Возможно, это и к лучшему: сравнение параметров бюджетов на 2024 и 2025 годы выглядит более правильным, чем текущего состояния 2024-го с проектом 2025-го.
Прежде чем переходить к детализации по основным направлениям, упомянем, что траты на нацпроекты практически удвоятся — с нынешних 3,2 трлн рублей (по данным официального портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет») до 5,8 трлн в 2025 году. Проектный метод хорош тем, что позволяет ставить конкретные цели и фиксировать движение к ним, а после подводить итоги. Это особенно важно, когда перед страной действительно стоят масштабные цели вроде обеспечения технологического лидерства — решение этой задачи, как и социальная поддержка, во многом «зашито» в нацпроекты. Поэтому нужен честный и прозрачный аудит и разбор не только завершающихся, но и планируемых нацпроектов, чтобы не получилось так, как с нацпроектом «Жилье», который, к сожалению, не улучшил, а ухудшил ситуацию с доступностью жилья (подробнее см. статью «Жилищный бум, но не тот»).
Главным направлением расходов в будущем году ожидаемо станет национальная оборона: затраты на нее увеличатся на четверть и составят 13,5 трлн рублей, или 32,5% всех расходов бюджета-2025 (29,4% в проекте на текущий год). Относительно ВВП расходы на национальную оборону вырастут с 5,5 до 6,3%. Однако напомним, что реальные расходы в текущем году на 2,7 трлн рублей превысили запланированные, и, скорее всего, значительная часть этих денег пошла на оборонные нужды. Так что прирост по сравнению с фактическими расходами 2024-го окажется меньше. Более детальный анализ данного направления, к сожалению, невозможен, 83,2% в нем выделены на секретные подразделы.
Следующей по размеру статьей традиционно является социальная политика. Расходы по ней сократятся на 16% — до 6,5 трлн рублей, или 15,7% от общих расходов. В проекте бюджета-2024 доля расходов по этому направлению составляла 21,1%. Впрочем, «социалка» для участников СВО, скорее всего, предусмотрена в секретных подразделах направления «Национальная оборона». Если так, то никакого сокращения социальных расходов нет — их просто частично переместили из одного раздела в другой, более подходящий. Об этом свидетельствует, например, отсутствие упоминаний в разделе социальной политики на 2025 год таких ранее присутствовавших в ней статей, как пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы; реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены; накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих.
На национальную экономику планируется выделить на 11,9% больше — 4,35 трлн рублей, или 10,5% общих расходов (в 2024-м — 10,6%). 16,7% расходов по этому направлению приходится на межбюджетные трансферты, значительная часть оставшихся средств — на различного рода субсидии.
Среди менее крупных направлений стоит отметить жилищно-коммунальное хозяйство и охрану окружающей среды: по ним планируется резкий рост ассигнований. В сфере ЖКХ затраты увеличатся на 104,2% — до 1,8 трлн рублей, или 4,3% общих расходов (2,4% в проекте на текущий год). Средства пойдут на субсидии «Дом.РФ» для возмещения ему самому и другим банкам недополученных доходов по программам льготной ипотеки и увеличение взносов в Фонд развития территорий.
С охраной окружающей среды ситуация тоже довольно интересная. Прирост по этому направлению составит 91,5% — в сумме 914 млрд рублей, или 2,2% от общих расходов (1,3% в проекте на 2024-й). Сохранение окружающей среды будет обеспечиваться субсидиями автопроизводителям в размере 818,9 млрд. В текущем году на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по транспортным средствам, которые соответствуют стандартам «Евро-4», «Евро-5» и выше, было выделено всего 165 млрд. Напомним, ранее при обсуждении состояния отечественного автопрома говорилось, что из-за проблем с комплектующими и лицензиями некоторым российским предприятиям придется вернуться к технологиям предыдущего поколения, часто наносящим больший вред окружающей среде.
Импульс все еще силен
Когда бюджет на 2025 год обсуждали в правительстве, министр финансов Антон Силуанов заявил, что этот документ направлен на финансовое обеспечение национальных целей развития страны и формирование ресурсов для реализации 19 новых национальных проектов. При этом в качестве трех приоритетов бюджета чиновник назвал социальную поддержку граждан, обеспечение расходов на оборону и безопасность страны (в том числе выделение средств на нужды СВО и поддержку семей ее участников), а также обеспечение технологического лидерства и расширение инфраструктуры.
Главным направлением расходов в будущем году ожидаемо станет национальная оборона: затраты на нее увеличатся на четверть и составят 13,5 трлн рублей. Относительно ВВП расходы на национальную оборону вырастут с 5,5 до 6,3%
«Детский» бюджет за три года превысит 10 трлн рублей. В частности, на выплату единого пособия предусмотрено около 4 трлн, заложена индексация материнского капитала.
В сфере здравоохранения продолжится модернизация первичного звена, будут открыты сосудистые и другие отделения на базе районных больниц, создана система дистанционного мониторинга здоровья. В сфере образования уже в ближайшие три года будут выделены деньги на строительство более 150 школ, продолжится финансирование капитального ремонта школ, создания современной инфраструктуры детских садов. На эти цели будет направлено более 40 млрд рублей, на строительство новых детских садов — более 22 млрд. Запланированы также оснащение и ремонт техникумов, создание кампусов мирового уровня.
Кроме того, значительный объем ресурсов — более 3 трлн рублей ежегодно — направят на поддержку регионов. Финансирование национальных проектов, которые реализуются субъектами, потребует еще около триллиона. По-прежнему будут предоставляться бюджетные кредиты на инфраструктурное развитие регионов и начнется списание задолженности — две трети от общей суммы.
«Наиболее сильным бюджетный импульс был в 2024 году, когда к расходам добавилось семь триллионов рублей, — рассказал “Моноклю” Андрей Клепач, заместитель председателя, главный экономист ВЭБ.РФ. — Мы еще уточняем оценки экономического развития, но понятно, что по итогам года получится около 3,8–3,9 процента, и треть от них — результат бюджетного импульса. Что касается 2025 года и дальше, то и тут бюджетный импульс будет иметь большое значение, хотя прирост расходов окажется меньше и вклад бюджета составит 0,5–0,7 процентного пункта из прироста ВВП. Да, повышение налоговой нагрузки приводит к изъятию доходов из экономики, но нацпроекты и другие статьи расходов позволят вернуть эти средства обратно. Затраты же на нацпроекты будут в два раза больше, чем в 2018–2024 годах: по нашим оценкам, их доля в расходах превысит 14%. Причем все нацпроекты нацелены на долгосрочное развитие — даже в социальных доля капитальных и технологических затрат весьма значительна. Ясно, что расходы станут поддерживать инвестиции, и жесткая ДКП и высокая ключевая ставка будут компенсироваться или даже перекрываться расходами бюджета».