Анализ последних месяцев пока не позволяет говорить о смене тенденции. Более того, прогноз итогов ноября, полученный на основе недельных ИПЦ, показывает заметное ускорение. Официальные данные могут быть несколько ниже (как это было с итогами октября), однако в любом случае можно говорить о продолжении инфляционного эпизода на протяжении уже 17 месяцев.
Если рассматривать динамику потребительских цен в несколько более широком временнóм контексте, то станет понятно, что накануне начала коронакризиса она вполне соответствовала цели по инфляции (см. график 1). После этого рост потребительских цен постепенно ускорялся, достигнув в марте‒апреле 2022 года кульминации, за которой последовал годичный период адаптации рынка к новому уровню, когда изменения индекса потребительских цен были крайне слабыми. Вновь начавшийся тренд характеризуется опережающей динамикой цен на продовольственные товары (в 2024 году свой вклад внесли неблагоприятные погодные условия весны) и тарифов на платные услуги населению (повышение регулируемых тарифов долгое время искусственно сдерживалось). На протяжении последнего года несколько медленнее растет стоимость непродовольственных товаров, несмотря на снижение обменного курса рубля.
Если же взглянуть на динамику потребительских цен за все время с начала российских экономических реформ, мы увидим типичную картину переходного процесса (см. график). Начало экономической трансформации сопровождалось резким ускорением инфляции с последующим постепенным замедлением: за весь описываемый период потребительские цены в России выросли ровным счетом в 150 тысяч раз. Затухание инфляционных трендов растянулось на десятилетия. На его фоне наблюдались кризисные всплески инфляции вроде нынешнего, вызывавшие массу эмоций современников, но почти незаметные на фоне грандиозного переходного процесса. Их типичная продолжительность составляла пару лет.
Последний кризис — особый. Во-первых, ускорение роста цен вызвано как пандемией, так и санкциями. Во-вторых, некоторые причины текущего инфляционного эпизода (в частности, связанные с проведением СВО) по-прежнему актуальны, что также сказывается на его продолжительности. Вместе с тем уже во второй половине 2020-х годов на фоне затухания переходного процесса цель по инфляции была успешно достигнута. Не приходится сомневаться, что по мере завершения нынешнего кризиса темпы роста потребительских цен снова вернутся к целевому уровню.