После обновления приложения Wildberries у пользователей появилась возможность покупать товары в кредит — в способах оплаты теперь есть специальный раздел. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо указать свой номер телефона и паспортные данные. Далее, как объясняют в WB, в течение нескольких минут будет получено решение о предоставлении займа. Но кредитный договор с банком начнет действовать не сразу, а только после того, как покупатель заберет товар на пункте выдачи или у курьера. Партнерами маркетплейса выступил ряд банков и МФО (МТС-банк, Т-Банк, «МигКредит» и другие).
Это нельзя назвать полноценной новинкой: фактически уже применявшиеся сервисы перезапускаются в обновленном формате. «Потребительские кредиты предлагались на сайте еще в 2021 году. Сейчас они стали доступны и в мобильном приложении, которым пользуется большинство покупателей», — прокомментировали новацию в пресс-службе Wilderries.
На самом деле все началось немного раньше. Небольшая историческая справка: в мае 2017 года WB и Тинькофф Банк (теперь Т-Банк) объявили о начале совместного проекта, в рамках которого у WB появилась рассрочка. «Чтобы приобрести товар на сайте Wildberries в рассрочку, достаточно один раз обратиться в Тинькофф Банк. После этого заказывать товары на маркетплейсе можно будет в любое время и на любую сумму в рамках одобренного лимита. Новый продукт подходит тем, кто часто совершает покупки на сайте Wildberries, но при этом не хочет оформлять кредитную карту и платить за ее обслуживание», — комментировал тогда ситуацию вице-президент Тинькофф Банка Георгий Чесаков.
Позднее, уже в 2021-м, появилась возможность брать кредит у организаций — партнеров WB, а в апреле этого года площадка начала тестировать оплату частями (рассрочку) в рамках развития финтех-направления. И вот теперь сервис кредитования после некоторых доработок представлен в обновленном виде.
Отдать банкинг на аутсорсинг
Что же представляет собой кредитование на платформе Wildberries? «По форме это POS-кредит. Покупатель оформляет заявку, далее банки-партнеры анализируют ее и определяют условия, на которых они готовы выдать заем. Пользователь видит все доступные предложения и выбирает наиболее удобное для себя. Весь процесс обработки заявки занимает не более двух минут», — объясняют представители торговой площадки. Скоринг и прочие процессы при этом лежат полностью на стороне банка или микрофинансовой организации (МФО), выбранной при оформлении покупки.
POS-кредит — это заем, выдаваемый в точке продаж (point of sales), откуда и название. Чаще всего такие кредиты предполагают малый срок, требуют минимума документов, а решение по ним банк или МФО принимают очень быстро. Скорость и простота выдачи компенсируется более высокой ставкой, чем у потребкредита в том же банке (особенно если речь идет о МФО). В частности, если посмотреть на агрегатор «Банки.ру», то ставка на подобные кредиты, например, у Т-Банка доходит до 34,78%, а у МТС-банка ― до 32,96%.
Однако у Wildberries имеется собственный Вайлдберриз Банк (бывший «Стандарт-кредит», купленный в феврале 2021 года и на ноябрь 2024-го имеющий 31,5 млрд рублей активов). Возникает логичный вопрос: зачем площадке партнерство с кем-то, если для тех же целей можно использовать свой банк? Судя по всему, маркетплейс не хочет распыляться. «Для каждого сервиса выбираются наиболее подходящие механика и условия. При запуске финтех-проектов мы открыты к сотрудничеству и развитию отношений с другими банками и финансовыми компаниями», — говорят в компании.
Видимо, как мы уже писали (см. статью «Новые банки проверят на прочность», «Монокль» № 28 за 2024 год), маркетплейсам вступать на территорию классического банкинга очень и очень непросто — выгоднее обратиться к тем, у кого все процессы давно отлажены.
«Кажется, что такой подход позволяет Wildberries оптимизировать бизнес-модель: нет необходимости закупать дорогостоящие программные комплексы и нанимать персонал, отсутствует обязательство формировать резервы под необеспеченные кредиты в соответствии с нормативами ЦБ, есть возможность сконцентрироваться на работе с другой целевой аудиторией — поставщиками товаров (юридическими лицами)», — прикидывает мотивы руководства WB управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев.
Похожего мнения придерживается и директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков, отдельно указывая, что несколько партнеров могут предложить более интересные условия, нежели один банк. «Основными причинами такого подхода являются высокая оперативность и гибкость партнерской системы, где заемщику предлагаются несколько вариантов кредитования от разных финансовых организаций, — поясняет он. — Партнеры проводят скоринг и определяют условия для каждого клиента индивидуально, а процедура одобрения через систему искусственного интеллекта занимает всего пару минут, что удобно для пользователей». По словам Ярослава Кабакова, это позволяет Wildberries не брать на себя кредитные риски, которые остаются у банков и МФО, концентрируясь на основном бизнесе и привлечении новых клиентов.
Финансовым организациям, как показывает практика, такое партнерство тоже выгодно, особенно в условиях, когда рынки традиционного банкинга давно поделены. Как подсказывает Дмитрий Целищев, у банков в данном случае интерес заключается в расширении клиентской базы за счет низкой стоимости лидов (входящих клиентов) и возможности в дальнейшем осуществлять кросс-продажи других продуктов. Тем более что кобрендинговые схемы В2В2С (модель бизнеса, в которой сделки заключаются между двумя компаниями, но с учетом запросов конечного потребителя) существуют на рынке уже давно.
По словам Ярослава Кабакова, для банков здесь есть еще один плюс: займы, которые выдаются таким образом, — целевые и привязаны к покупкам на маркетплейсе, что снижает риск мошенничества и дает финансовым организациям больше уверенности в возврате средств по сравнению с традиционными кредитными картами. Это, кстати, важный показатель: в обзоре ЦБ «Банковский сектор» за второй квартал текущего года сказано, что стоимость кредитного риска заметно возросла, превысив среднеисторический уровень в 2%. Причиной ЦБ считает кредиты, которые активно выдавались высокорисковым заемщикам в конце прошлого и начале текущего года. Напомним, показатель долговой нагрузки (ПДН) у высокорисковых заемщиков достигает 80% и более, то есть на обслуживание займов у таких людей уходит более 80% среднемесячного дохода.
По итогам второго квартала доля кредитов с ПДН более 80% составила 12% в общих выдачах, с ПДН более 50% — 21%. И похоже, эти цифры будут расти несмотря на то, что ЦБ повышает макропруденциальные надбавки к капиталам банков и ужесточает макропруденциальные лимиты, всячески ограничивая финансовые организации в выдаче займов таким бесстрашным клиентам.
Ставки пока не пугают
Если посмотреть на сложившуюся в отечественной экономике обстановку, может создаться впечатление, что Wildberries со своим переформатированием кредита попала очень не вовремя. Ключевая ставка в 21% и ожидание ее повышения до 23% в ближайшее время вообще не должны способствовать кредитованию, тем более потребительскому.
В Центробанке отмечают, что розничное кредитование, росшее в первом полугодии, во втором начало все-таки выдыхаться: темпы расширения портфеля в сентябре составили всего 0,7% против 1,2% месяцем ранее. В октябре же розничное кредитование впервые с конца 2023 года сменило знак, сократившись на 0,3%. Основными причинами такой динамики эксперты называют повышение ставок вслед за ключевой и ужесточение макропруденциальной политики.
«Запуск любых продуктов зависит прежде всего от своевременности и маржинальности. Сейчас экономическая модель нашей страны базируется на высоких зарплатах и безудержных тратах населения, что в теории делает этот проект окупаемым, причем довольно быстро», — говорит Дмитрий Целищев.
На самой площадке уверяют, что «востребованность сервиса подтверждается опросами и аналитикой». Оно и понятно: выборка клиентов у площадки большая (около 350 млн заходов в месяц), есть информация как от продавцов, так и от покупателей, и на ее базе можно делать далекоидущие выводы.
«В краткосрочной перспективе проект может способствовать росту продаж за счет удобства кредитования, особенно если ставки начнут снижаться. Однако нацеленность ЦБ на уменьшение закредитованности населения может оказать влияние на рынок в случае ужесточения условий выдачи займов. В среднесрочной перспективе это потребует от Wildberries и банков пересмотра условий для сохранения привлекательности проекта для клиентов», — оценивает перспективы Ярослав Кабаков.
Не только ягоды
Сложившаяся обстановка, с одной стороны, побуждает маркетплейсы искать партнеров в банковском секторе, а с другой — мотивирует зажатые в регуляторных тисках банки расширять бизнес. Свои маркетплейсы создает не только Сбер — по этому пути идет все больше традиционных финорганизаций.
Одним из таких примеров стал Т-Банк, запустивший в своем приложении раздел шопинга. Теперь клиенты смогут приобрести одежду, обувь, товары для дома, гаджеты и т. д. в рамках единого интерфейса. Интересно, что кредитная компания выступает здесь не как селлер, а как площадка. В перспективе планируется активное расширение числа брендов-партнеров, скидки, кешбэки и прочие элементы развитого маркетплейса вроде рассрочки.
Примерно тем же самым можно закупиться и на созданном еще в декабре прошлого года «Альфа-Маркете» от Альфа-банка. «Онлайн-бизнес в России демонстрирует ежегодный рост как минимум на 25 процентов, и мы ожидаем сохранения этой динамики. Покупки в одном месте, где сосредоточены финансы, кешбэк и скидки, представляют собой новое удобство для клиентов», — комментировал тогда новый функционал приложения руководитель департамента развития программы лояльности и нефинансовых сервисов Альфа-банка Дмитрий Соколов.
Промсвязьбанк в марте 2023 года запустил ПСБ-маркет, причем его основные пункты выдачи расположены в новых российских регионах, где площадка является фактически единственным подобным продуктом.
Нельзя не вспомнить и проекты Сбера — «Сбермаркет» (с июля он носит название «Купер») и «СберМегамаркет» (сейчас «Мегамаркет»). «Купер», появившийся в 2019 году, делает ставку не столько на ассортимент, сколько на скорость доставки, поскольку представляет собой сервис доставки еды и товаров с полок магазинов. «Мегамаркет» специализируется на непродовольственных товарах.
Думается, мы еще пару лет будем наблюдать за попытками финансовых организаций вскочить в вагон онлайн-торговли. Потом, возможно, они вернутся к своему прежнему занятию — так же как маркетплейсы, обзаведясь банками, все же отдали кредитование более крупным игрокам. Хотя, если судить по чистой прибыли Сбера в 1,5 трлн рублей, сравнимой с оборотом Ozon (у WB оборот по итогам 2023 года составил 2,5 трлн), банки не пожалеют сил на попытку раскрутить собственные площадки.