Согласно указу президента непризнанной республики Вадима Красносельского, в ней принимаются решения по рационализации потребления природного газа и других энергоресурсов, создаются условия для формирования госрезерва энергоресурсов и устанавливается особый порядок их закупки.
Насколько серьезный энергокризис ждет дружественное России Приднестровье, почти половина 450-тысячного населения которого имеет российские паспорта? Каким образом могут быть переформатированы поставки российского газа в Европу после прекращения украинского транзита? На эти и на другие вопросы «Монокля» согласился ответить Алексей Белогорьев, директор по исследованиям Института энергетики и финансов.
— Приближается конец 2024 года, а вместе с ним истекает срок действия пятилетнего контракта на транзит российского газа в Европу через территорию Украины, который, как неоднократно заявляли представители украинской стороны, не будет продлен. Одна из кризисных точек в связи с этим — Приднестровье, до сих пор снабжающееся российским газом через Украину. Какие просматриваются альтернативные варианты поставок газа в ПМР и Молдавию?
— Можно перенаправить российский газ по длинному обходному пути — через «Турецкий поток» и далее в реверсном режиме по Трансбалканскому газопроводу через Болгарию и Румынию. Но прежде чем дойти до Молдавии, этот маршрут дважды пересекает украинскую границу в Одесской области. То есть все равно придется полагаться на добрую волю Украины. Теоретически российский газ может купить румынская, турецкая или какая-то иная европейская компания, и тогда формально украинскую границу будет пересекать уже не российский газ. Но все то же самое можно проделать и в Судже: нет смысла огибать для этой нехитрой схемы все Черное море. В обоих случаях это вопрос политический, экономика здесь мало кого волнует.
Заменить российский газ в 2025 году Приднестровью нечем, даже если представить, что оно будет готово платить за газ по рыночным ценам, что само по себе далеко от действительности. Начиная с 2026 года это могла бы сделать Турция, увеличив закупки СПГ (ее терминалы сильно недозагружены) и далее в регазифицированном виде направив его по тому же Трансбалканскому газопроводу. Но в 2025 году такой возможности у Турции не будет из-за ограниченного предложения СПГ на европейском рынке.
— Какие сложности и риски возникают для альтернативных маршрутов: через Болгарию (российский газ) и через Румынию («европейский»)?
— Поставлять российский газ в Молдавию через Турцию прежде всего дорого: навскидку в два с половиной раза дороже, чем через Украину. Во-вторых, этот газ нужно будет пускать по первой линии «Турецкого потока», предназначенной для снабжения турецкого рынка: нужно, чтобы в ней оказалось достаточно свободных мощностей, особенно в зимний период (вторая «европейская» линия с 2025 года будет явно перегружена). В-третьих, как я уже отметил, этот маршрут упирается все в тот же украинский транзит, что делает его политически не менее уязвимым, чем традиционный.
Учитывая, что дефицит российского газа потенциально будут испытывать не только Молдавия, но и куда более крупные потребители в ЕС, прежде всего Австрия и Словакия, в 2025–2026 годах найти для молдавского рынка свободные объемы «европейского» газа по сколько-нибудь приемлемым ценам будет нетривиальной задачей. При этом, учитывая ограниченную пропускную способность газопровода Яссы — Унгены — Кишинев (полтора миллиарда кубометров в год, или около 50 процентов от обычного потребления Молдавии), газ все равно придется поставлять через Украину.
— Существуют ли какие-то способы осуществлять энерго- и теплоснабжение ПМР другими теплоносителями: углем, мазутом?
— Экономически доступных альтернатив, увы, не просматривается.
— То есть фактически население и промышленность ПМР остаются «на милости» властей Молдавии? Единственный шанс не замерзнуть приднестровцам в жилых домах с централизованным теплоснабжением — получить от Молдавии «европейский» газ?
— Дополнительного «европейского» газа в 2025 году физически не видно, не говоря уже о неготовности Приднестровья за него платить.
— Какие альтернативные источники, маршруты и (или) механизмы получения газа после 1 января 2025 года остаются у европейских потребителей, с которыми у «Газпрома» продолжают действовать долгосрочные договоры о его поставках?
— Если украинский транзит полностью останавливается, то только турецкий транзит, но по нему можно дополнительно, с учетом поставок в Молдавию, направить не более трети (четыре-пять миллиардов кубометров в год) объема газа, который сейчас идет через Украину (около 15,4 миллиарда кубометров в 2024 году). Если говорить только про ЕС, увеличить возможно в пределах двух-трех миллиардов кубометров в год, и то если удастся договориться с Румынией об использовании ее газотранспортной сети для транзита в Венгрию. В «Балканском потоке», идущем в Венгрию через Болгарию и Сербию, по итогам 2024 года останется менее миллиарда кубометров в год свободной мощности.
— Какова вероятность сохранения физического транзита российского газа через территорию Украины в Европу после 1 января 2025 года в другом формате юридического оформления этих поставок?
— Судя по всему, украинская сторона окончательно приняла политическое решение остановить транзит с 1 января, чтобы использовать этот вопрос в качестве рычага давления в дальнейшем, на предполагаемых мирных переговорах, инициированных Дональдом Трампом. Заставить передумать ее может только сильное внешнее давление, но непонятно, кто его способен оказать, учитывая, что даже Австрия (основной потребитель газа на этом маршруте) демонстративно дистанцировалась от поддержки транзита.
Если эти предполагаемые переговоры состоятся и удастся о чем-то договориться, транзит может возобновиться весной-летом 2025 года, когда странам ЕС, особенно Словакии и Австрии, потребуется много дополнительного газа для восполнения истощенных за зиму подземных хранилищ.
Формат продолжения транзита также будет предметом торга и сильно зависит от общего характера украинского урегулирования. Организационно это будет почти наверняка краткосрочное бронирование мощностей (скорее всего, на месяц вперед) без долгосрочных обязательств сторон. Кто станет осуществлять бронирование, не так уж принципиально; вероятно, какая-то компания-посредник из ЕС. Основной вопрос — чей газ юридически будет пересекать границу с Украиной, что означает и вопросы, где окажется точка передачи прав собственности на газ и, если эта точка изменится, как это изменение будет соотноситься с действующими долгосрочными контрактами «Газпром экспорта».
На столе остаются три основных варианта решения этого вопроса: первый — газ останется российским; второй — точку передачи прав собственности на газ перенесут на российско-украинскую границу, от которой в ГТС Украины будет поступать уже формально не российский газ, а тот, что находится в собственности у европейских покупателей; третий — в ГТС Украины, как и в первых двух случаях, физически продолжит поступать российский газ, но юридически страной его происхождения будет считаться, например, Азербайджан. Россия в обмен получит возможность виртуальной (без реального пересечения границы) продажи пропорционального объема газа на внутреннем рынке Азербайджана. В общем, несложная обменная операция.
И второй ключевой вопрос — как изменится себестоимость транзита с учетом неоднократно озвученного желания украинской стороны резко повысить транзитные тарифы. Сохранит ли в этом случае украинский транзит свою экономическую конкурентоспособность, на которой многие годы так настаивала Украина? Пока на этот вопрос нет ответа.