Во второй половине января 2025 года израильские и палестинские переговорщики после многомесячных споров смогли согласовать контуры режима прекращения огня в секторе Газа. Достижению цели поспособствовало как личное вмешательство в переговорный процесс президента США Дональда Трампа, так и постепенное приближение ХАМАС и ЦАХАЛ к исчерпанию ресурсов.
Сделка между Израилем и ХАМАС, без сомнения, стала большим событием на Ближнем Востоке и повлияла на политику большинства региональных полюсов силы. Не только Израилю, но также Ирану и арабским странам придется выстраивать внешнюю и внутреннюю политику с оглядкой на развитие палестино-израильской сделки.
Однако принципиальный вопрос о том, кто же в итоге одержал верх в этом конфликте после 15 месяцев ожесточенных боев, по-прежнему открыт.
Израиль: пиррова победа
Подписав соглашение о прекращении огня с палестинским ХАМАС, Израиль смог решить одну из ключевых задач операции «Железные мечи» — договориться о возврате из Газы как минимум 33 израильтян, захваченных в ходе палестинского рейда. Взаимен Тель-Авив обязался выпустить из тюрем порядка 1890 палестинских заключенных, осужденных по статьям различной тяжести — включая приговоренных к нескольким пожизненным заключениям. Стороны условились проводить обмены постепенно, на еженедельной основе, освобождая сначала гражданских лиц, а затем кадровых военнослужащих и бойцов рейдовых отрядов.