«Яндекс» отчитался о внушительном росте выручки и прибыли, однако некоторые направления деятельности компании остаются убыточными.
Годовой доход «Яндекса» впервые превысил отметку 1 трлн рублей. Согласно официально опубликованному финансовому отчету компании, ее выручка за 2024 год составила рекордные 1,1 трлн рублей, на 37% больше, чем годом ранее. Неплохо у компании и с прибыльностью: показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходам на амортизацию) составил 188,6 млрд рублей — рост на 56% за год. А скорректированная чистая прибыль выросла на 94% и составила 100,9 млрд рублей.
Хорошие финансовые показатели «Яндекса» были ожидаемы, компания получает профит от благоприятно сложившейся для нее рыночной ситуации. Более 40% выручки (439 млрд рублей) российскому хайтек-гиганту приносит его направление онлайн-поиска и интернет-рекламы. Ранее серьезную конкуренцию в этой нише рынка для «Яндекса» составлял американский сервис Google, но он после начала СВО официально свернул свою деятельность в РФ, в результате чего ведущий российский поисковик занял доминирующие позиции. Хотя в «Яндексе» подчеркивают, что рост бизнеса они связывают также с совершенствованием продуктов. В частности, компания активно внедряет в системы поиска и рекламы свои технологии искусственного интеллекта (YandexGPT и YandexART), эффективность которых из-за этого повышается.
Однако со вторым по значимости направлением бизнеса у «Яндекса» не все так гладко. Почти 30% выручки компании приносит электронная коммерция, за счет которой получен приток 322 млрд рублей. «Яндекс» пытается устоять на все еще растущей волне услуг e-сommerce в России с помощью своего сервиса «Яндекс Маркет». Но проблема в том, что это направление все еще остается убыточным: за прошлый год компания тут потеряла внушительные 57,5 млрд рублей по EBITDA.
Сглаживать такой финансовый урон от e-commerce помимо услуг поиска и рекламы «Яндексу» помогает его другое прибыльное направление, связанное с агрегатором перевозок такси. В результате ожесточенной конкурентной борьбы «Яндекс» здесь фактически стал монополистом, и это продолжает приносить плоды: так называемое направление райдтех по итогам прошлого года принесло компании неплохие 228 млрд рублей, или 21% всей выручки с ростом на 37%. При этом райдтех остается очень прибыльным бизнесом: прибыль по EBITDA тут составила 81 млрд рублей, то есть более трети всей прибыли компании.