«Яндекс»: дай триллион!

24 февраля 2025, 00:32
№9

«Яндекс» отчитался о внушительном росте выручки и прибыли, однако некоторые направления деятельности компании остаются убыточными.

ОЛЕГ ЕЛКОВ/ТАСС
Такси пока вывозит «Яндекс», но риски растут
Читайте Monocle.ru в

Годовой доход «Яндекса» впервые превысил отметку 1 трлн рублей. Согласно официально опубликованному финансовому отчету компании, ее выручка за 2024 год составила рекордные 1,1 трлн рублей, на 37% больше, чем годом ранее. Неплохо у компании и с прибыльностью: показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходам на амортизацию) составил 188,6 млрд рублей — рост на 56% за год. А скорректированная чистая прибыль выросла на 94% и составила 100,9 млрд рублей.

Хорошие финансовые показатели «Яндекса» были ожидаемы, компания получает профит от благоприятно сложившейся для нее рыночной ситуации. Более 40% выручки (439 млрд рублей) российскому хайтек-гиганту приносит его направление онлайн-поиска и интернет-рекламы. Ранее серьезную конкуренцию в этой нише рынка для «Яндекса» составлял американский сервис Google, но он после начала СВО официально свернул свою деятельность в РФ, в результате чего ведущий российский поисковик занял доминирующие позиции. Хотя в «Яндексе» подчеркивают, что рост бизнеса они связывают также с совершенствованием продуктов. В частности, компания активно внедряет в системы поиска и рекламы свои технологии искусственного интеллекта (YandexGPT и YandexART), эффективность которых из-за этого повышается.

Однако со вторым по значимости направлением бизнеса у «Яндекса» не все так гладко. Почти 30% выручки компании приносит электронная коммерция, за счет которой получен приток 322 млрд рублей. «Яндекс» пытается устоять на все еще растущей волне услуг e-сommerce в России с помощью своего сервиса «Яндекс Маркет». Но проблема в том, что это направление все еще остается убыточным: за прошлый год компания тут потеряла внушительные 57,5 млрд рублей по EBITDA.

Сглаживать такой финансовый урон от e-commerce помимо услуг поиска и рекламы «Яндексу» помогает его другое прибыльное направление, связанное с агрегатором перевозок такси. В результате ожесточенной конкурентной борьбы «Яндекс» здесь фактически стал монополистом, и это продолжает приносить плоды: так называемое направление райдтех по итогам прошлого года принесло компании неплохие 228 млрд рублей, или 21% всей выручки с ростом на 37%. При этом райдтех остается очень прибыльным бизнесом: прибыль по EBITDA тут составила 81 млрд рублей, то есть более трети всей прибыли компании.

В официальном заявлении «Яндекс» прогнозирует дальнейший рост своей выручки, которая в 2025 году предположительно увеличится на 30%, а прибыль по EBITDA — на треть, до 250 млрд рублей. Что ж, планы эти вполне амбициозны, однако рисками их реализации можно, например, назвать продолжающуюся критику компании в отношении работы ее агрегатора такси. Пользователи возмущаются постоянно растущими ценами, специалисты указывают на непрозрачные работы алгоритмов ценообразования, сами таксисты жалуются на большие комиссии. Российские антимонопольные органы постоянно угрожают «Яндексу» решительными мерами воздействия, и эти угрозы могут воплотиться в реальные действия.

Да и на фоне потепления геополитической обстановки нельзя исключать возврата на российский рынок американского Google, который может потеснить позиции «Яндекса» на рынке онлайн-поиска и интернет-рекламы.

Кстати, вместе с «Яндексом» официальный финансовый отчет об итогах прошлого года представил его основатель и бывший владелец Аркадий Волож, который ранее объединил яндексовские зарубежные бизнесы (дата-центры, беспилотный транспорт, образовательные проекты и пр.) в новую голландскую компанию Nebius. У нее существенно выросла выручка (до 177 млн долларов), однако при этом убыток по EBITDA составил 266 млн долларов.