Голографическое ветровое стекло для российского электрокара

10 марта 2025, 06:00
№11

На Борском стекольном заводе (БСЗ) в Нижегородской области будут выпускать стекла с дополненной реальностью для электромобиля «Атом», который создает стартап «Кама».

ИТАР-ТАСС/ НИКОЛАЙ МОШКОВ
Проекционный дисплей для «Атома» с Борского стекольного завода не уступит зарубежным аналогам
Читайте Monocle.ru в

Это первое применение в российском автопроме технологии, развивающейся в мире с 2021 года.

В комплект стекол, разработанных БСЗ для «Атома», входит многослойное технологичное ветровое стекло. В его составе — специальная клиновидная поливинилбутиральная пленка (ПВБ-пленка), которая позволяет отображать двухплоскостную лазерную голографию с Head-up-дисплея (HUD) дополненной реальности автомобиля. Отображается важная для водителя информация: данные о положении на дороге, навигация, показания спидометра, километраж, текущий заряд батареи и др. При этом HUD отслеживает направление взгляда водителя и в соответствии с ним подстраивает голограммы. Непрерывную видимость и бесперебойную работу системы ADAS (продвинутая система помощи водителю) обеспечивают камеры, размещенные на внутренней стороне стекла. Светопропускаемость стекла составит 70% (+5%).

Создатели «Атома» утверждают, что их проекционный дисплей по качеству не уступает импортным. Но в отличие от последних проекцию водитель воспринимает так, как если бы смотрел на экран диагональю более 3 м с расстояния 12 м (у других проекционных дисплеев этот параметр составляет от 1 до 5 м). Такие параметры позволяют не менять фокусировку зрения при переключении внимания с дороги на голограмму.

Инновационным является и электрообогрев стекла, включая зону дворников. Он осуществляется за счет тонких линий накаливания, расположенных на ПВБ-пленке между двумя слоями стекол. А в зоне ADAS (внизу ветрового стекла) используется серебросодержащая паста, ее наносят на поверхность стекла методом шелкотрафаретной печати в виде нитей шириной 0,5 мм.

БСЗ выбран в качестве исполнителя необычного стекольного заказа не случайно. До февраля 2024 года завод принадлежал японской AGC, мировому лидеру отрасли, который уже в 2022 году представил рынку свое ветровое стекло с дополненной реальностью.