Пожалуй, нет другого показателя в экономике, столь будоражащего умы, как инфляция. Трудно найти человека, который согласился бы с официальными цифрами роста цен, но надо понимать, какую огромную работу проводит Росстат, чтобы их получить.
Сначала формируется корзина — для этого ведомство ежеквартально исследует расходы домохозяйств на выборке в 48 тыс. респондентов и выбирает самые популярные товары и услуги. Чтобы попасть в корзину, на товар должно быть потрачено 0,1% или больше в расходах семей. Благодаря этому статистика остается актуальной: то, что вышло из обихода, уступает место тому, что пользуется спросом. Например, в Росстате говорят, что в 2025 году из списка были исключены отдельные виды неактуальных в настоящее время услуг связи и банков, зато добавлены сладкий перец и роботы-пылесосы.
Дальше рассчитывается удельный вес позиции в корзине: чем выше доля трат на определенный товар, тем больше вероятность, что он попадет в набор.
По итогу Росстат отслеживает цены более чем на 800 тыс. различных товаров и услуг более чем в 87 тыс. магазинов и сервисных организаций в 279 городах, где живет 35% городского населения страны. Схожие товары объединяются в группы («карамель», «макароны», «молоко» и пр.), благодаря чему изменение цены фиксируется не по одному продукту, а сразу по нескольким с одинаковыми свойствами и вычисляется среднее значение. Именно такой сложнейший путь формирования статистики позволяет использовать официальные индексы потребительских цен в различных областях госуправления, от определения денежно-кредитной политики (оставим сейчас за скобками вопрос адекватности таргета в 4%, установленного Банком России) до индексации социальных выплат, результатов судебных и антимонопольных споров и т. д.