Компания Radical Chic, специализирующаяся на создании уникальных рисунков для текстиля и текстильных изделий, на днях выпустила новую коллекцию совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Коллекция разработана по мотивам японских гравюр разных веков из собрания музея. В ее основе — гравюры укиё-э, «картины изменчивого мира»: рассказы из жизни красавиц гейш, сатирические сценки из городской жизни и утонченные сюжеты из истории и классической поэзии, которые дали художникам возможность вести хронику своего времени.
Художники Radical Chic стремились перевести старинные изображения на современный визуальный язык, сделать их понятными для людей XXI века, бережно сохранив при этом стилистику и традиции. «Работа с Пушкинским музеем продолжалась больше года. Вместе с хранителями музея мы прошли долгий путь, сделали более 50 вариаций эскизов по мотивам гравюр и к каждой из них добавили не менее десяти вариантов цветовых решений», — рассказывает основатель бренда Radical Chic Александра Калошина.
Этот проект стал для компании еще одним в ряду коллабораций с культурными институциями. Предыдущий опыт показал интерес покупателей к оригинальной продукции, сделанной с участием российских художников. В свою очередь, Пушкинский музей заинтересован в популяризации своего бренда и привлечении внимания аудитории к его эксклюзивным собраниям.
Коллаборации как инструмент
В последние годы коллаборации стали одним из основных способов брендинга в модной индустрии. В условиях, когда глянец — в прошлом ключевой инструмент маркетинга — практически исчез с российского рынка, модный бизнес ищет новые способы донести до потребителя ценность брендов. Компании, которые с осторожностью относятся к инфлюенсерам в социальных сетях как главному способу продвижения, сегодня все чаще выбирают коллаборации.
Сотрудничество в мире брендинга создает добавленную стоимость за счет нескольких факторов. Во-первых, это синергия идей — объединение разных концепций и подходов часто рождает новые идеи и технологии и может привести к появлению уникального продукта (или услуги), который будет более привлекательным для потребителей. Например, модный бренд вместе с художником способен предложить коллекцию, которая сочетает в себе искусство и моду, привлекает внимание как любителей искусства, так и ценителей стиля в одежде. Объединяя ресурсы и экспертизу, компании могут разрабатывать инновационные продукты, которые не смогли бы создать в одиночку.
Во-вторых, происходит расширение аудитории: коллаборации позволяют компаниям выйти на новые рынки и привлечь новых клиентов. Когда два бренда объединяются, они могут обменяться своими клиентскими базами, что увеличивает охват и потенциальные продажи.
В-третьих, сотрудничество с известным и уважаемым партнером повышает доверие к марке. Потребители воспринимают коллаборацию как знак качества и надежности, что способствует росту лояльности.
Помимо этого совместные проекты призваны вызвать эмоциональный отклик у потребителей, что делает продукт более привлекательным. Например, если коллаборация включает элементы культурного наследия или социальной ответственности, это может создать более глубокую связь с аудиторией.
И наконец, практически всегда предложение будет уникальным: компании создают ограниченные серии товаров, что добавляет им эксклюзивности. Лимитированные линейки часто стимулируют спрос и повышают ценность продукта в глазах потребителей.
Таким образом, добавленная стоимость от коллабораций возникает не только в финансовом плане, но и в эмоциональном, культурном и социальном контексте.
Radical Chic не стала исключением: компания активно использует сотрудничество как инструмент повышения узнаваемости бренда. В частности, в силу своей специфики бренд активно взаимодействует с ведущими культурными учреждениями страны — Пушкинским музеем, Третьяковской галереей, Музеем Фаберже и музеями Кремля. Неожиданным партнером стала Российская государственная библиотека. Кроме того, предприятие интересуется народными промыслами, привлекая к работе фабрику лаковой миниатюры «Федоскино» и Гусевской хрустальный завод. Кстати, к этой сфере обращается не только Radical Chic — можно вспомнить, например, проект российского дизайнера Алены Ахмадуллиной, посвященный хохломе.
При создании «культурных» коллабораций компании стремятся привлечь тех покупателей, которым нужны не столько вещи, сколько эмоции и смыслы. «Для них важно понимать, что изображено на футболке, из какого ботанического атласа взят цветок и почему он именно такого цвета. Это придает моделям дополнительную ценность и способствует высоким продажам», — говорит директор по связям с общественностью компании Radical Chic Светлана Курдюмова.
Александра Калошина считает, что «коллаборация — это всегда интрига для покупателей: все знают, что этот продукт выпускается небольшой партией и его потом не будет. Это интрига и для компании. Когда мы берем в руки что-то совершенно новое, мы не можем представить, во что оно превратится. Поэтому возникает мозговой штурм, идет большая творческая, аналитическая работа: что можно вынуть, какие смыслы, какие предметы? Будут ли они соответствовать устремлениям покупателей?»
Например, никто не мог предположить, что в результате коллаборации с Российской государственной библиотекой появится одежда для чтения книг. Вспомните, как приятно устроиться в любимом кресле или на диване с чашкой чая и с головой уйти в чтение. В это время важно чувствовать себя комфортно и уютно, поэтому здесь лучше всего подойдут широкие брюки и мягкие блузы — вещи, которые не отвлекают от погружения в текст. Именно с этой идеей была создана линия одежды для чтения, что стало полной неожиданностью для партнеров: они думали увидеть платки, платья или аксессуары.
Сотрудничество с Гусевским хрустальным заводом привело к созданию серии платков и аксессуаров под названием «Ассортиментный кабинет». В этих изделиях был продемонстрирован эффект преломления света через стекло в шелке. Благодаря использованию современных техник нанесения рисунка (деграде, амбре) результат получился ярким и сложным по цвету.
Поиск партнеров для коллабораций всегда непростая задача. Идеальный партнер должен быть из другой сферы, чтобы интересы и ассортимент брендов не пересекались. Кроме того, важно, чтобы партнеры были примерно равны по весу — так каждый сможет получить выгоду и никто не будет доминировать. Зачастую подобный подход вызывает трудности, и процесс подбора компании для сотрудничества может оказаться долгим и мучительным.
Художники Radical Chic стремились перевести на современный визуальный язык исторические изображения, сделать их понятными для современной моды, бережно сохранив при этом стилистику и традиции
Во всем мире модные бренды активно прибегают к коллаборациям для расширения аудитории. В этом смысле российские компании — в роли догоняющих, особенно в рыночных сегментах, которые только в последние годы начали активно развиваться. Например, ставку на взаимодействие делает ведущий на сегодняшний день производитель модной джинсовой одежды компания BLСV (Basic Lifestyle Clothing Vision). В коллаборации с фешен-экспертом и телеведущим Александром Роговым BLCV создала универсальную джинсовую капсулу, положив в ее основу оверсайз-силуэт и «мраморный» деним. Еще одна коллекция BLCV — «Прошивка», разработанная с «Яндексом»: в нее вошли одежда и ремни с акцентными строчками в фирменном красном цвете ИТ-гиганта. Совместно с маркетплейсом «Ламода» компания ко Дню всех влюбленных представила дроп «Ты и янь» на тему восточной философии, утверждающей единство противоположностей.
«Изначально многие из наших коллабораций задумывались как пиар-инициативы для продвижения имиджа бренда. Однако со временем мы увидели, что изделия, выполненные в таком взаимодействии, пользуются у покупателей повышенным спросом», — рассказывает Светлана Курдюмова.
По данным финансовой отчетности, выручка компании в 2020 году составляла 60,7 млн рублей, но уже к 2022 году, когда Radical Chic начала активно развивать коллаборации, поднялась до 106,8 млн, а в 2024-м — до 173 млн. Прирост выручки с 2022 по 2024 год составил 61,2%, а с 2020 года — 185%.
Эволюция ассортимента: от платков к одежде
Бренд Radical Chic существует почти 13 лет, и изначально это была просто марка платков. Платки были выбраны по нескольким причинам: во-первых, это исконно русская вещь, во-вторых, классический аксессуар. А в-третьих, они не требовали больших расходов на транспортировку и хранение, занимали мало места и легко выставлялись в магазинах. Однако со временем стало очевидно, что ограничиваться платками нельзя: сформировался пул клиентов, постоянно спрашивающих о расширении ассортимента.
Поэтому следующим этапом в развитии компании стал выпуск текстильных аксессуаров. Дизайны платков начали переноситься на другие изделия: косметички, сумки, зонты. Затем пришло время попробовать себя в одежде — и это тоже было логичным шагом. Все те же дизайны стали появляться на простых вещах: худи, футболках, блузках, домашней одежде. Продукты стали пользоваться спросом. Последние три-четыре года бренд активно развивает модельный ряд, используя не только дизайны платков, но и другие текстильные коллекции, созданные студией. Пока компания не достигла уровня создания полноценных сезонных коллекций, но стремление к этому есть. В основном работа ведется с дропами — небольшими сериями, объединенными одной идеей и дизайном. Почти вся продукция Radical Chic производится в России. В Италии делают только часть коллекции платков, и сегодня это, как говорят в компании, скорее дань традиции.
До 2022 года Radical Chic была вписана в международный рынок: продавала свои рисунки в 30 стран мира, часто получала призы на крупнейших международных выставках. Сейчас экспортные возможности предприятия ограниченны, но и на внутреннем рынке ситуация очень сложная: спрос падает, а издержки сильно выросли. Несмотря на трудности, компания в ближайшие годы планирует увеличить число собственных магазинов (пока их шесть), присутствуя в каждом крупном городе России. Намечено и развитие интернет-магазина (хотя в общем объеме продаж у офлайн-розницы сейчас значительное преимущество), и выход на маркетплейсы. При этом Radical Chic придерживается осторожного подхода к росту — без привлечения внешних инвестиций. Кроме того, у компании есть обширная партнерская сеть дистрибуторов по всей стране.
Одно из ключевых направлений стратегического развития — расширение продуктовой линейки. В долгосрочной перспективе предприятие собирается сосредоточиться на аксессуарах, особенно на сумках: создавать удобные для путешествий модели различных форм и дизайнов из мягкого премиального текстиля.
Рисунки как летопись страны
Основа бизнеса Radical Chic — собственное дизайн-бюро, которое занимается созданием рисунков. Кроме того, компания активно продвигает молодых талантливых художников по текстилю — при поддержке Союза дизайнеров и Минпромторга предприятие уже в течение восьми лет проводит всероссийский конкурс. Недавно он стал международным: в последнем сезоне участвовали представители из 11 стран, было представлено более 2000 работ. Цель конкурса — дать начинающим текстильным художникам возможность привлечь к себе внимание профессионалов отрасли. Призами являются обучающие курсы и стажировки в крупнейших российских компаниях, доступ к сообществу, в которое «с улицы» пробиться трудно.
Текстильный дизайн — довольно сложное направление в модном бизнесе, которое полностью построено на аналитике и долгосрочном планировании. Любой продукт запускается, будучи просчитан на полтора года вперед, но текстильный дизайн заглядывает еще дальше: в этой сфере необходимо опережать тренды, предлагать брендам идеи, от которых они могли бы отталкиваться при создании своих коллекций.
В Radical Chic считают, что текстильный рисунок — уникальная категория. По сути, это летопись страны, универсальный срез состояния социума, создаваемый местными художниками в каждый момент времени. «Художники, наблюдая за окружающей средой, пропускают мир через призму своего сознания и фиксируют в таких работах состояние общества. Мы видим это в исторических примерах: например, ивановские ситцы царской России или советского периода. Современные дизайнеры продолжают эту традицию, создавая образцы, которые будут изучаться в будущем», — говорит Светлана Курдюмова.
Radical Chic уже создала более 20 тысяч уникальных текстильных рисунков и свыше тысячи рисунков платков. В сентябре компания запускает проект «Год текстильного рисунка», в рамках которого расскажет о глобальной работе, проделанной брендом и молодыми художниками за последние десять лет, и покажет, как создавался архив текстильных рисунков страны. Безусловно, представляя свой богатый опыт широкой общественности, предприятие стремится его монетизировать: продажи дизайнов позволят не только укрепить позиции Radical Chic, но и расширить бизнес российских производителей товаров легпрома.