Далеко ли до апокалипсиса в британском Королевском флоте

Михаил Чекмасов
Военный аналитик
1 сентября 2025, 06:00
№36

О проблемах с ядерными реакторами именитой фирмы Rolls-Royce

Рисунок 1. ПЛАРБ типа Vanguard
Читайте Monocle.ru в

В начале августа в ряде иностранных изданий появились сведения о проблемах с ядерной и радиационной безопасностью в британских военно-морских силах. Версии выдвигались разные, вплоть до инцидентов с ядерными боеприпасами (ЯБП) для ракет Trident II, состоящих в боекомплекте ПЛАРБ типа Vanguard (рис. 1) в количестве 16 штук. Ракеты, как известно, американские, а вот ЯБП для них — собственного производства. Неужели все так плохо с единственной ядерной составляющей вооруженных сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии?

Выпустили джинна из бутылки

Каким образом данная информация стала публичной, сказать трудно. То ли консерваторы подставили лейбористов в борьбе за «демократию», то ли наоборот — пусть разбираются сами, но «джинна выпустили» не только в переносном, но и в прямом смысле. Обратно не загнать. Достоянием общественности стало то, что за первые четыре месяца этого года на базах Клайд и Коулпорт в Шотландии в общей сложности произошло 32 эксцесса. По британской классификации они делятся на четыре категории:

— категория A — реальная или высокая вероятность выброса радиоактивных веществ в окружающую среду;

— категория B — фактическая или высокая вероятность локального выброса внутри объекта или непреднамеренного облучения;

— категория C — имеется умеренный потенциал для выброса в будущем;

— категория D — выброс маловероятен, но ситуация может иметь неблагоприятный исход.

Есть и так называемые «другие», которые не принимаются всерьез, однако тоже регистрируются.

Напомним, что Клайд является базой атомных подводных лодок, а Коулпорт — арсеналом, где помимо другого оружия хранятся ядерные боеприпасы для Trident II и, как утверждают, сами ракеты. Обе базы расположены в непосредственной близости друг от друга в 40‒45 км к северо-западу от Глазго. Разделяет их фьорд (залив) Гэр-Лох. Название Клайд встречается редко, чаще употребляется военно-морская база Фаслейн (рис. 2).

Откровенно говоря, происшествия категорий С и D с ядерными боеприпасами на арсенале вызывают сомнения. Вероятность их возникновения сводится к минимуму комплексом мер, направленных на предотвращение аварийных ситуаций, исключение несанкционированных действий и защиту от внешних угроз. Эти меры реализуются на всех этапах их жизненного цикла, включая ограниченный доступ персонала, и являются жесткими во всех странах, имеющих этот вид оружия массового поражения.

Но даже с такими нюансами количество подобных ЧП в местах стоянки подводных лодок превышает аналогичный показатель на арсенале (19 против 13), а качественная составляющая подтверждает более надежное хранение оружия, чем эксплуатацию его носителей. В Клайде-Фаслейне зафиксированы инциденты категории А и В. А почему так?

Ядерный реактор своими руками

Потаенные суда с ядерными энергетическими установками тоже не в гараже делают, но похоже, что у Лондона большие проблемы. На текущий момент в боевом составе Королевских ВМС насчитывается пять многоцелевых подводных лодок типа Astute (поступают на флот с 2010 года, еще две строятся) и четыре ПЛАРБ типа Vanguard (вошли в боевой состав ВМС в период с 1993 по 1999 год).

Как правило, «детские болячки» систем и механизмов лечат в период испытаний и усиленной эксплуатации головных кораблей. В случае с новыми Astute ядерные реакторы Rolls-Royce PWR2 для них проходили обкатку на более ранних ПЛАРБ. На S28 Vanguard в период проведения капитального ремонта (2002‒2005 годы) отработанную активную зону (АЗ) заменили на новую Core H2, которая затем пошла не только на ее последующие sister ships, но и на все лодки типа Astute. Особенностью этой АЗ является отсутствие необходимости перезарядки в течение всего срока службы, который рассчитан на 25 лет.

Казалось бы, бери и пользуйся, все отработано. Но в феврале 2016 года французский веб-портал opex360.com огласил сведения, полученные от министерства обороны Великобритании на основании Закона о свободе информации 2000 года. В них указывалось, что за период с 6 января 2012 года по 6 января 2016-го на первенцах S119 Astute и S120 Ambush было зарегистрировано 69 происшествий с ядерной энергетической установкой (рис. 3). Жаль, что подробности не раскрываются.

Что же касается самих ПЛАРБ, то две из них уже перешагнули 30-летний рубеж, на подходе третья. Более установленного по проекту срока службы бороздит океанские просторы четвертая. То же самое относится и к их ядерным энергетическим установкам. Ранее проведенные во время капитальных ремонтов (КР) замены активных зон на более усовершенствованный вариант лишь продлевают агонию стареющих субмарин до появления новых (рис. 4).

В этих целях головная S28 Vanguard в период с декабря 2015-го по май 2023 года (семь с половиной лет!) в заводских условиях подверглась работам по продлению срока эксплуатации (ПСЭ). По данным британских СМИ столь длительное время потребовалось в связи с тем, что еще в январе 2012 года в охлаждающей воде испытательного реактора PWR2 в Даунрее была обнаружена радиация, вызванная микроскопической трещиной в защитной оболочке топлива.

В результате на S28 Vanguard была произведена внеочередная замена «потекших» тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) с ядерным топливом (то есть активной зоны), сообщило издание Defence News. Не это ли было и причиной тех самых 69 инцидентов на S119 Astute и S120 Ambush?

Серийная S29 Victorious отправилась на верфь для ПСЭ вслед за головной в мае 2023 года и находится до сих пор. Ведь после длительной и сверхнормативной работы требуется ревизия многих систем и механизмов, ресурс которых не резиновый.

Интересно, что до 1993 года ремонты атомных подводных лодок Королевских ВМС делались на верфи в Росайте, которая тоже расположена в Шотландии, но к востоку от Глазго, в заливе Ферт-оф-Форт. Однако открытых сведений о происшествиях с ядерными энергетическими установками подводных лодок более раннего периода постройки во время их технического обслуживания на этом предприятии британского ВПК в прессе не нашлось, чего не скажешь про Девонпорт.

Это «обратная сторона Луны», которая находится на юге страны и считается районом города Плимут. Вот там проблем с ядерной и радиационной безопасностью отмечалось уже много. Далеко не полная, но конкретная хроника ХХI века выглядит следующим образом:

2002 год. Британская служба новостей Би-би-си сообщала об утечке десяти литров радиоактивной жидкости с ПЛАРБ S28 Vanguard (встала на КР);

2005 год. По информации The Herald, аналогичная ситуация повторилась на S29 Victorious (встала на КР);

2008 год. Утечка через лопнувший шланг 280 литров радиоактивного теплоносителя при его откачке с многоцелевой подводной лодки S107 Trafalgar (в боевом составе с мая 1983-го по декабрь 2009-го);

2009 год. Утечка радиоактивной воды с S87 Turbulent во время работ с системами реактора (в боевом составе с апреля 1984-го по июль 2012-го).

Как видно, первые два события совпадают по времени с началом капитальных ремонтов, а вторые — с 25-летним сроком службы кораблей, но общим для всех четырех является, скорее всего, небрежность персонала при выполнении потенциально опасных работ. К этому местечку в графстве Девон мы еще вернемся, а что же Фаслейн?

В ноябре 2022 года издание Defense Mirror сообщало о досрочном возвращении с боевого патрулирования в Северной Атлантике ПЛАРБ S29 Victorious, на борту которой возник пожар. Где, в каком отсеке это случилось и какое оборудование пострадало, гласности не предавалось. Однако есть информация, что в январе 2023 года на этом многострадальном корабле наблюдалось повышение уровня радиации. Аварийная ситуация, как пишут авторы сайта asgaardia.ru, возникла одновременно в цистерне биологической защиты и в одном из помещений реакторного отсека. В тех же первоисточниках, с которых начался разговор о «ядерных» проблемах в британских ВМС, 2023 год упоминается в связи с инцидентом категории A в Фаслейне. Вряд ли это случайное совпадение, если учесть причины, по которым производилась замена ТВЭЛ на головном представителе данного проекта.

В мае этого же года лодку перевели на верфь Девонпорта. По официальной версии, как уже отмечалось, для продления срока эксплуатации. Но судя по тому, что на снимках в сухом доке ее верхняя палуба плотно заставлена технологическим оборудованием, выполняется весьма серьезный объем работ (рис. 5).

К тому же в январе 1999 года на этой ПЛАРБ уже было обнаружено нарушение биологической защиты, что привело к повышению уровня гамма-излучения. Для устранения последствий потребовался ремонт в течение шести месяцев с постановкой корабля в крытый плавучий док ВМБ Фаслейн. Вскрылись и другие инциденты категории А в этой базе:

2007 год. Слив радиоактивной жидкости в окружающую среду с S109 Superb (в боевом составе с ноября 1976-го по сентябрь 2008-го);

2008 год. Утечка радиации на подводной лодке S90 Тorbay во время разогрева реактора (в боевом составе с февраля 1987-го по июль 2017-го).

Как видно, недоразумения ядерно-радиационного характера в британском флоте происходят не только из-за человеческого фактора (разливы радиоактивной жидкости), но и в связи с наличием в реакторах именитой фирмы Rolls-Royce конструктивных недостатков. Не исключено, что замена активных зон из-за «текущих» ТВЭЛов потребуется на двух оставшихся ПЛАРБ типа Vanguard и на всех многоцелевых подводных лодках типа Astute (или на первых двух как минимум), даже несмотря на то что они рассчитаны на 25 лет непрерывной службы. Кстати, по информации пресс-службы Королевских ВМС, головная S119 Astute 30 июня прибыла на верфь Девонпорта после 15 лет службы. Но это еще не все британские «радости» в области ядерной и радиационной безопасности.

Туманные перспективы туманного Альбиона

С 1980 года Королевский флот вывел из боевого состава, но до сих пор не утилизировал ни одной из 23 атомных подводных лодок, построенных и служивших во время холодной войны: от первенца S101 Dreadnought (1959‒1980) до последней S93 Triumph (1991‒2025). Семь находятся на хранении в бассейне верфи Росайт (рис. 6) и 16 — в акватории Девонпорта (большая часть в бассейне № 3). На них установлены один американский реактор S5W (на S101 Dreadnought) и 22 Rolls-Royce PWR1. При этом отработанное ядерное топливо (ОЯТ) и побочные продукты радиоактивного распада выгружены только у 11, в то время как еще 12 ждут своей очереди (все в Девонпорте).

По информации Би-би-си, в период с 1980 по 1998 год на верфи вблизи Плимута произошло 10 утечек ядерных материалов, в результате которых было потеряно 570 литров радиоактивной жидкости. Самый серьезный инцидент произошел в 1985 году, когда было пролито около 350 литров.

Проблема в том, что выгрузка ОЯТ и побочных продуктов прекратилась в 2004 году, после того как британское Управление по ядерному регулированию заявило, что объекты, на которых проводятся эти работы, не отвечают современным стандартам. Но даже с выгруженными радиоактивными отходами реакторы не становятся безопасными, поэтому при утилизации субмарин их вырезают вместе с реакторным и двумя смежными отсеками, консервируют в герметичную сборку и отправляют на длительное хранение в отведенном месте. Существует и одноотсечный вариант консервации. Такие технологии уже десятки лет применяются в США и России, а вот в Великобритании с этим до сих пор имелись трудности.

По информации Naval Technology, первой полностью утилизированной подводной лодкой станет S126 Swiftsure (годы службы — 1973‒1992). Ее разборку начала 5 июня этого года компания Babcock в сухом доке на верфи Росайт. Завершение планируется в 2026 году. Одновременно сообщается, что эта же компания получила 114 млн фунтов стерлингов на трехлетний контракт по подготовке к первой более чем за 20 лет выгрузке ОЯТ с выведенной из эксплуатации подводной лодки класса Trafalgar в Девонпорте. Вроде бы появились перспективы решения почти полувековой проблемы, но они туманны.

Двадцатого марта 2025 года на предприятии BAE Systems в Барроу-ин-Фернесс состоялась церемония закладки киля головной ПЛАРБ следующего поколения Dreadnought с новым и еще не испытанным ядерным реактором Rolls-Royce PWR3. Судя по всему, путь будет тернистым. По оптимистичному прогнозу строительство завершится «в начале 2030-х». То есть сестры Vanguard будут выводиться из боевого состава в возрасте под сорок. И если темпы утилизации (один корабль в год) и выгрузки ОЯТ (один корабль в три года) не изменятся, то апокалипсис лишь откладывается.