Пятнадцатого июля 2022 года заработала первая на Дальнем Востоке России скоростная автомобильная трасса. Четырехполосная магистраль категории IБ протяженностью 27,1 км (с развязками и сопутствующими дорогами — почти 53 км), построенная инфраструктурным холдингом ВИС, должна была разгрузить дорожную сеть Хабаровска от транзитных автомобилей, следующих по федеральным трассам «Уссури», «Восток» и «Амур». Первый транспортный ГЧП-проект в ДВФО запускался с большой помпой, получил множество хвалебных отзывов и наград.
Однако спустя три года эксплуатации фактический трафик на обходе Хабаровска отстает от проектного, заложенного в финансовую модель концессии, более чем в два раза, и концедент вынужден доплачивать частной стороне порядка трех миллиардов рублей в год. К огромному сожалению, новая трасса не привела и к сколько-нибудь заметному улучшению автодорожной ситуации в крупнейшем городе Дальнего Востока, 616-тысячном Хабаровске.
Что же пошло не так?
Первый дальневосточный блин
Концессионное соглашение между правительством Хабаровского края (концедент) и ООО «Региональная концессионная компания» (входит в группу ВИС) о реализации проекта обхода Хабаровска было подписано в конце 2016 года. Непосредственное строительство началось через год — в ноябре 2017-го. Первоначальная стоимость проекта оценивалась в 40 млрд рублей, но окончательный объем затрат достиг около 48 млрд, при этом весь перерасход на стадии стройки лег на концессионера, итоговый вклад которого составил 18 млрд рублей (см. график).