В немецких кошельках засвистел ветер

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
1 сентября 2025, 00:15
№36

Очень тихо, без лишнего шума начался демонтаж социального государства в Германии. «Государство всеобщего благосостояния, которое у нас есть сегодня, больше не может финансироваться за счет того, что мы производим в экономике», — передает слова канцлера Германии Фридриха Мерца Deutsche Welle (в России признано иностранным агентом).

Читайте Monocle.ru в

Правящая коалиция договорилась о реформировании системы социального страхования, включающей медицинское страхование, пенсионное обеспечение и выплаты по безработице. На такой шаг пришлось пойти из-за роста расходов и дефицита федерального бюджета — в этом году его размер достиг 170 млрд евро. Это 3,5% ВВП при норме в зоне евро 3%. То есть заметно нарастить расходы уже нельзя. Дефицит раздувают социальные выплаты в связи со старением населения Германии и ростом безработицы. Социалка — самая большая статья расходов немецкого бюджета: 180 млрд евро.

Интересно, что, в то время как политики в Германии призывают начать высылку мигрантов, несколько недель назад в арабоговорящих странах прошла масштабная рекламная акция, призывающая к переезду в Европу и сулящая всяческую помощь «новым немцам». И, видимо, число неработающих и нуждающихся в пособии жителей страны и дальше будет расти, как и расходы на их содержание. На пособия неработающим жителям Германии в этом году заложено 36 млрд евро. Выплату получают 5 млн человек (при общем числе трудоспособных более 45 млн). И это угрожающе быстро растущая статья. Вряд ли коалиция сможет ее урезать: секвестр этих расходов вызовет массовые организованные беспорядки с элементами «арабской весны» в центре Европы.

Нет возможности снизить и оборонный бюджет, включая расходы на содержание Украины. Напротив, налицо все признаки, что в случае продолжения СВО, да и после ее завершения нагрузка на финансовую систему Германии будет расти. Другой крупный спонсор Украины, США, в лице президента Дональда Трампа на прошлой неделе уведомил мир о том, что «мы больше не участвуем в финансировании Украины». После такого решения, вероятно, из числа спонсоров выйдут Канада и Япония. А значит, огромную украинскую дыру (прогноз — порядка 45 млрд долларов на 2026 год) придется покрывать спонсорам из других стран, в первую очередь европейских. Но и среди них нет единства. Например, после неудачного «контрнаступа» 2023 года помощь Франции стала в основном вербальной, а не материальной. То есть стоимость содержания Украины для немцев значительно вырастет.

Имея острые экономические проблемы, правящая коалиция отказалась от идеи увеличения налогового бремени для населения и бизнеса, так как нагрузка и без того высока. При этом в странах-конкурентах (например, в США, Польше или Китае) она значительно ниже. Иначе говоря, содрать еще одну шкуру с бизнеса невозможно: самочувствие немецких компаний нельзя назвать стабильным. Экономика Германии резко замедлилась еще в 2017 году, и с тех пор ВВП вырос всего на 1,6% по сравнению с 9,5% в остальной части еврозоны. В прошлом году ВВП Германии сократился на 0,2%, в 2023-м — на 0,3%. В 2025-й Германия вошла резво: уважаемые прогнозисты вроде МВФ сулили прирост на 1,5 и даже на 2% по итогам года. Но постепенно прогнозы ухудшались, и сейчас вопрос стоит уже так: удастся ли удержаться у нуля или будет третий год стагнации кряду?

В эпицентре кризиса оказалась немецкая промышленность, в первую очередь энергоемкая. Чуть лучше дела в других обрабатывающих секторах, но нельзя сказать, что заметно. Например, штат в автомобильном производстве Германии из-за экономического кризиса уменьшился на 7%, или на 51 тыс. человек, сообщает агентство DPA. Сегодня в производстве страны задействовано около 5,42 млн человек — на 2,1% меньше, чем в прошлом году. Сокращено почти 114 тыс. мест по всем отраслям.

А впереди резкий рост расходов на «Трампову дань»: европейские государства обязались до 2035 года увеличить расходы на оборону до 5% ВВП. Из этой суммы 1,5% — инфраструктурные расходы, мосты и дороги и 3,5% — непосредственно оборонные. Переводя на язык сухих цифр, это означает увеличение расходов на войну с текущих 62 млрд евро в год до 162 млрд евро к концу десятилетия. Такие расчеты приводил Bloomberg. 100 млрд евро в год нужно где-то взять, чтобы большую часть этой суммы отдать за океан на самолеты, ракеты, системы ПВО и т. д., так как сами немцы по многим направлениям производства в ВПК свои компетенции утратили.

Исходя из обилия цифр, представленных выше, нетрудно догадаться, что в ближайшие годы жизнь обычного, не арабоговорящего немца будет хуже и беднее: расходы на социалку будут падать соразмерно росту затрат на оборону. Несмотря на то что оппонент (европейский ужас — президент Владимир Путин) не раз протягивал руку и предлагал договориться, страны Европы пошли по пути милитаризации в надежде нанести «стратегическое поражение» России. И хотя Европа проиграла и экономическое противостояние (ВВП России динамично растет, в отличие от крупных экономик Европы), и военное (фронт на Украине начинает рассыпаться), европейские лидеры продолжают упорствовать и повышать ставки.

Все, что сейчас происходит в Европе, «Монокль» предсказывал не раз, как и то, что будет происходить дальше: западные страны сломают себе хребет в этом противостоянии. Война — дело крайне дорогое, и ее должен будет кто-то оплатить. Пусть не в виде прямой контрибуции или утраты территорий — но косвенно, через расходы, перестройку экономик, утрату долей рынка и распад действующих союзов.