Модная индустрия: выживут не все

13 октября 2025, 06:00
№42

Список уходящих с фешен-рынка брендов, похоже, в ближайшее время пополнится еще одним: розничная сеть одежды и аксессуаров Face Code, по данным консультантов рынка торговой недвижимости, сокращает число своих магазинов и не планирует заказывать новые коллекции.

Молодежный сегмент — один из самых капризных
Читайте Monocle.ru в

Из одиннадцати ее магазинов, работающих в нескольких городах страны, два уже закрылись.

Текущий год стал щедрым на закрытия в модной индустрии. Свою работу прекратили компании Yollo, Totti, Wanna? Be!, InCity, Deseo, Just Clothes, Bat Norton, Melcloth, práv.da, Inspire Girls, Mellow, I am studio, Loloclo, Ready! Steady! Go!. Закрылся целый ряд розничных обувных компаний и фабрики с многолетней историей: челябинская фабрика «Юничел» и брянская Francesco Donni, проработавшая 25 лет.

Сеть магазинов Face Code была создана осенью 2024 года как подразделение одной из ведущих российских одежных компаний O’stin (более 600 магазинов в России и странах СНГ) в ответ на уход востребованных у молодежной аудитории брендов испанской Inditex: Pull & Bear, Bershka и Stradivarius. Однако, так же как и новой сети Ready! Steady! Go!, созданной компанией «Глория Джинс», занять их место и привлечь молодежную аудиторию в свои магазины новому бренду не удалось.

Прекращение бизнеса одежных компаний связано как с общей ситуацией на рынке, так и с особенностями конкретных проектов. Главные причины многих закрытий — несформированность брендов, отсутствие лояльной аудитории и, как следствие, неспособность противостоять маркетплейсам и отстроиться от других новых малоизвестных брендов и магазинов. После периода бурных открытий в течение последних трех лет рынок пришел к закономерному «очищению»: выживают сегодня только те, кто успел создать ДНК своего бренда и научился ее транслировать, имеет востребованный продукт, лояльную аудиторию и хоть какую-то финансовую подушку. Даже крупным игрокам приходится туго. Например, согласно данным СПАРК, по итогам 2024 года чистая прибыль той же O’stin сократилась на 50%, до 2,6 млрд рублей, а выручка осталась на уровне 2023-го: 57,2 млрд.

Поэтому не удивительно, что одежные холдинги проводят оптимизацию, чтобы пережить период высоких процентных ставок по кредитам, тотального увеличения себестоимости продукта и значительного снижения потребительского спроса.

Добавляет проблем и специфика выбираемых рыночных ниш, а также отсутствие опыта работы с той или иной аудиторией. «Молодежный сегмент — один из самых капризных. Сложнее только сегмент потребителей 10–14 лет. Он требует постоянного обновления продукта, попадания в тренды и при этом четко считываемой ДНК. Без этого бренд превращается в “один из” среди сотен похожих. Ну и конкуренцию с маркетплейсами тоже нужно выдерживать: тот, кто хочет купить на один сезон, идет на WB или Ozon, а не в офлайн», — считает консультант фешен-рынка Дания Ткачева.