Пищевая отрасль смотрится в глазах молодежи намного менее sexy, в сравнении с той же «айтишкой». Это что-то такое традиционалистское, с комбинатами, цехами, морозилками и проч.
Даже студенты-технологи часто не планируют работать в пищевке, хотя, казалось бы, они шли на это учиться.
Мало у кого в отрасли есть fancy offices, c дизайном, комнатами отдыха и мешками, где можно почилить с лаптопчиком.
Если при прочтении этих строк в вас растет возмущение в стиле «работать надо», то вы, возможно, находитесь слегка вне контекста проблематики привлечения молодых кадров в пищевую отрасль.
Но это же касается и собственников. Предпринимателей.
Типичный портрет собственника комбината: это мужчина (очень редко женщина) в возрасте крепко за 50. А есть владельцы и старше, например акционер одного крупного комбината напитков — это мужчина 80+, и он вполне плотно работает, дай бог ему здоровья.
А молодые ребята если и запускают что-то пищевое, то чаще всего по принципу «легкого входа», типа СТМ на маркетплейсах. Но легкий вход, к сожалению, часто означает и легкую гибель таких проектов: когда у тебя нет продуктовой уникальности (ты заказываешь продукт у тех, кто льет его еще десяти твоим конкурентам), то товары и упаковки гомогенны и маркетплейс быстро додушит маржу.
Но я, к своему удовольствию, начал наблюдать и другой феномен. Это молодые ребята, часто до 30, которые запускают свое производство разных интересных продуктов. И это (не всегда, но часто), не контрактное производство, а прямо производство, с цехами, рабочими, дистрибуцией и проч.
Часто это что-то зожное, иногда функциональные продукты. Обороты небольшие, сотни миллионов, иногда до полумиллиарда. Но тут как-то ко мне на конференции подошла девушка, у них фитнес-батончики, так там, извините, уже 10 млрд. Ничего себе. Десять миллиардов — это уже оборот довольно большого комбината.
Таков, например, бренд «Мармеладыч», который продвигается чисто через креативный SMM. Владельцу 24 года! Еще примеры — бренд функциональных напитков Lapochka, бренд энергетиков Scandalist.
Да и основатели всем уже известного Lit Energy довольно молодые ребята-блогеры. Когда они вышли на рынок напитков и расколотили, как у них водится «ламборджини» для хайпа, то большие пищевики посмеялись: «Ну кто там, ну что там, своего производства нет, продали энергетиков на 200 миллионов, рынок этого не заметит».
Однако основатели компании проявили системный подход. Выстроили отделы, наняли маркетологов с опытом, внедрили процедуры потребительских тестов. Теперь они еще и в категории чипсов, и они там заметны. По слухам, оборот Lit Energy уже больше 10 млрд. И кто теперь смеется?
На прошедшей недавно конференции по напиткам я наблюдал целую группу этих ребят. Они даже выглядят не как пищевики, а скорее как айтишники: модная одежда, прически, майки и худи, держались вместе…
Когда подходили знакомиться, я спрашивал: чего хотите, к чему стремитесь?
— Да мы раньше в основном через маркетплейсы продавались, сейчас хотим шире работать, хотим массово выходить в «каменную» розницу. Вот так.
Кстати, да: новые ребята не списывают со счетов, а уважают «каменную» розницу и понимают, что объемы — там.
Да, собственно, и сами представители традиционной розницы излучают в этом году уверенность, говоря, что рост онлайна замедлился, онлайн занял свою нишу, да и тот онлайн, что есть, в том или ином виде часто их же собственный онлайн, сетей типа Х5, «Магнит-Тандер», «О’кей», «Азбуки», «Вкусвилла» и др.
Но, начав работать с сетями, молодые производители будут вынуждены освоить всю эту науку работы с сетями, с требованиями, процедурами HACCP, требованиями по объемам сетей и борьбе за сохранение маржи, которую сети, конечно же, будут стараться минимизировать всеми известными им приемами.
Эта «большая игра», полагаю, будет вечной, и новым игрокам это все тоже предстоит.
И это можно только приветствовать. Дело в том, что суммарно пищевая отрасль — это 14 трлн рублей, больше той же «айтишки», если не считать, конечно, гипербанки типа Сбера и маркетплейсы.
Обороты двух наших крупнейших ретейл-сетей, «Пятерки» и «Магнита» — плюс-минус соответствуют 10% бюджета всей Российской Федерации у каждой. Продукты питания касаются нас всех, это наша жизнь.
А при этом имидж у отрасли, особенно в среде молодежи, ну не очень. Понимаете, о чем я?
Так что, когда молодые люди идут в пищевку, это, я считаю, хорошо, ведь это «новые» деньги, это рост и развитие отрасли.
Welcome, коллеги!