В письме гендиректора компании Анны Акиньшиной в адрес премьер-министра Михаила Мишустина говорится: «С учетом корректировки программы льготной ипотеки для исключения невыполнения обязательств перед дольщиками и инвесторами просим рассмотреть в качестве меры поддержки возможность выделения компании льготного кредита или другого стабилизационного инструмента в объеме 50 млрд рублей на срок до трех лет».
Как обеспечение кредита акционеры готовы предоставить блокирующий или более крупный пакет акций компании для участия в управлении с правом обратного выкупа по новой цене. Акционеры застройщика также готовы предоставить дополнительное внешнее финансирование в размере до 10 млрд рублей.
«Самолет» — крупнейший застройщик страны по объемам текущего строительства. В стройке сейчас более 250 жилых зданий с более чем 120 тыс. квартир в 16 регионах. Уже почти два года ходят слухи о сложном финансовом положении компании. Их отражает стоимость акций: она упала за это время на 76%. Интересно, что блокирующий пакет акций «Самолета», если исходить из их сегодняшней стоимости на рынке, можно оценить в 14 млрд рублей, то есть он многократно дешевле запрошенного у государства кредита.
«Самолет», как и другие девелоперы, попал в весьма сложную ситуацию. Отмена льготной ипотеки резко сократила спрос, высокая ключевая ставка ЦБ сделала проектное финансирование и кредиты крайне дорогими, а ипотеку по рыночным ставкам практически недоступной. Однако «Самолет», видимо, находится в худшем относительно многих застройщиков положении. Главная причина — стратегия агрессивной экспансии последних лет. Компания активно входила в новые регионы, начинала проекты в смежных отраслях, скупала различные активы и земельные участки. Сейчас у «Самолета» крупнейший в стране земельный банк: на имеющихся у него землях можно построить до 45 млн кв. м недвижимости.
Насколько все ужасно с бизнесом «Самолета»? С продажами и рентабельностью не так и плохо. По итогам 2025 года девелопер удержал хорошую выручку, 272 млрд рублей, это лишь на 4% меньше, чем год назад. Компания работает с высокой рентабельностью (более 25%) и имеет достойную валовую прибыль: EBITDA за первое полугодие — 52 млрд рублей. Однако чистая прибыль всего 1,8 млрд.
То есть проблема в том, что все, что компания зарабатывает, она тратит на обслуживание долгов, включая погашение кредитов по высоким ставкам. В прошлом году «Самолет» распродавал земельные участки, сильно сократил персонал, ограничил выход новых объектов на рынок, но все это позволило сократить долг лишь на 28 млрд рублей. Корпоративный долг компании полгода назад оценивался в 128 млрд, а общая задолженность застройщика с учетом проектного финансирования — в 703 млрд.
Обращение «Самолета» открывает ящик Пандоры. За господдержкой могут обратиться и другие переживающие трудные времена девелоперы, и тогда на спасение застройщиков нужны будут сотни миллиардов рублей. Это в дополнение к 2 трлн рублей, потраченных из бюджета на субсидирование ипотеки в прошлом году.
Ключевой вопрос этого кейса — пойдет ли навстречу девелоперу государство. Пока прецедентов не было: власти предпочитали, чтобы частные застройщики обанкротились, и уже потом начинали санацию и достройку объектов. Результаты такого подхода трудно назвать хорошими. На достройку объектов за обанкротившимися СУ-155 и Urban Group государству пришлось потратить соответственно 49 и 57 млрд рублей. Это заняло многие годы и сопровождалось скандалами. С учетом размеров «Самолета» на достройку объектов от банков и государства могут потребоваться намного более значительные средства. Поэтому можно предположить, что государство сочтет, что лучше помочь девелоперу пережить период высокой процентной ставки. Еще одна версия событий: оно начнет национализацию части девелоперского рынка. В этом случае кейс «Самолета» может стать первым в цепи подобных.

