Нежное хулиганство
В начале осени вышло сразу два фильма о великой русской литературе. Во-первых, дошла до третьей части и логического конца сага про Гоголя, который не просто писатель, а странник между мирами и героический следователь, пытающийся понять, кто пьет кровь из девушек под Диканькой. Кинокомикс — жанр относительно новый для России. Это не экранизация, хотя во всех трех частях фильма переосмысливаются различные эпизоды «Вечеров на хуторе». С Гоголем обошлись довольно жестко — он часть темных сил, у него видения, его пытаются то арестовать, то сжечь, то повесить, с его сюжетами тоже не церемонились — в одном из рассказов сюжет вообще феминизировали, превратив героев в героинь. Но, возможно, так и нужно. Экранизация не обязательно должна быть буквальной, особенно если это классика, которую уже тысячи раз ставили. Мелкое, а то и крупное хулиганство, не преклонение перед классиком, а кооперация, переосмысление в духе эпохи — это и есть по-настоящему бережное к ней отношение. Наконец, (внимание, спойлер!) в третьей части улавливается довольно точная мысль: русская литература оказывается некой тайной организацией, которая противостоит заговору спецслужб и темных сил. Что весьма достоверно отражает представления русской литературы о себе самой.
Другой фильм — «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, рассказ о том, как Лев Толстой, относительно молодой, но уже очень известный, пытался спасти солдатика от расстрела, но так и не спас. Почему? Потому что постоянно отвлекался: начинает писать книгу, переключается на семейные раздоры, с семейных раздоров на хозяйственные планы, с хозяйства на спасение невинных. Ему бы чем-то одним заняться, но он пытается делать все и сразу. Тут тоже можно попытаться придраться: отстаньте от классика. Но именно то, что Толстой здесь не икона, а живой человек, делает фильм по-настоящему хорошим. Жалко, что это всего лишь один эпизод.
Паоло Коэльо Хиппи
Издательство «Эксмо»
для людей
Голландка Карла ждет в центре Амстердама кого-нибудь, кто поедет с ней в путешествие в Непал. Хиппи все время куда-то ездят — это может быть Индия, может быть Мачу-Пикчу, но в этом сезоне в моде Катманду. «Кто-нибудь» материализуется в виде симпатичного бразильца по имени Паоло, который страдает от некогда перенесенных пыток (на дворе семидесятые, и разнообразные правые режимы где-то кого-то непременно пытают). Смысла в этой коротенькой книге нет, как и в остальных текстах почтенного автора, но читать про мир хиппанов 70-х познавательно.
Дэниел Хеллер-Розен Разрушение традиции
Издательство V-A-C press
для интеллектуалов
Подробный рассказ про Александрийскую библиотеку, вернее, про неизвестные факты о ней. Для начала их было две — основное здание и вспомогательное, в храме Серапиона. Сжигал ли Цезарь Александрийскую библиотеку? Скорее нет, чем да; в любом случае после пожара она восстановилась за счет других библиотек, а точка окончательного ее краха теряется в веках. Важно и другое: именно из-за Александрийской библиотеки многие античные тексты дошли до нас в исковерканных версиях — алчность библиотекарей спровоцировала вал подделок.
Гаэль Фай Маленькая страна
Издательство Corpus
для людей
Французский инженер приехал за легкой карьерой в дикую Африку, завел там себе красивую жену, большой дом, слуг и теперь считает, что ему все обязаны поклоняться. Жена — беженка из соседней страны, где идет бесконечная гражданская война. «Из-за чего они воюют? Из-за того, что у них разные носы». Книги о геноциде в Руанде выходят на русском крайне редко, но вот перед нами роман французского рэпера Гаэля Фая. Не только про Руанду, но еще и про соседнее Бурунди, где тоже шла гражданская война, но обошлись без геноцида.
Артуро Перес-Реверте Ева
Издательство «Эксмо»
Для людей
Его зовут Фалько, и он испанская версия Джеймса Бонда. Только еще и злодейская версия, потому что Фалько работает на спецслужбы франкистов в годы гражданской войны в Испании, борется против республики, убивает ее агентов и прочее. Смелый шаг для современной Испании, где буквально на днях решили сносить памятники франкистам и окончательно пересмотреть историю. И вот выходит роман с обаятельным фашистом в главной роли. Круто, ничего не скажешь.