Экономика после выборов

Выборы состоялись. Чего ожидать экономике сибирских регионов с приходом новых рулевых?

Читайте Monocle.ru в

Федеральная повестка в этот раз особенно повлияла на исход выборов в регионах. Пенсионная реформа стала, пожалуй, главным камнем преткновения для кандидатов от партии власти. Отчасти по этой причине многие кандидаты в губернаторы, ранее назначенные на этот пост временно исполняющими обязанности глав регионов, старались не использовать символику партии власти, поддержавшую рост возраста выхода на пенсию, в своих избирательных кампаниях. Но и без этого было много других раздражителей — повышение налогов, цен, падающий уровень жизни.

Прервутся на работу

Итог досрочных выборов губернатора Красноярского края был предсказуем, никаких радикальных перемен в экономическом курсе красноярский бизнес не ждет. Победа досталась назначенному врио губернатора Александру Уссу, получившему 60,19% голосов избирателей региона при явке 28,94%. Политолог Сергей Комарицын считает, что после вступления Александра Усса в должность серьезных кадровых перемен ждать не стоит. По его мнению, они не будут радикальными, поскольку в крае нет для этого необходимого количества новых кадров.

При этом, отмечают эксперты, в регионе возможно дальнейшее развитие темы экологии, дополнившей протестную тематику, повлиявшую на исход выборов в Красноярске. Например, в красноярский горсовет прошел список «Зеленых» — с начала года в городе часто проходили акции против загрязнения окружающей среды. В целом выборы в красноярский горсовет оказались чуть ли не самыми яркими во всей Западной Сибири. Штабы кандидатов активно использовали компромат друг против друга, черные PR-технологии. В итоге в новом горсовете Красноярска — 35 депутатов: «Единая Россия» получила 17 мандатов, ЛДПР — 11, КПРФ — четыре, «Справедливая Россия» — два, «Зеленые» — один.

Политический аналитик Александр Чернявский считает, что благодаря трехлетнему перерыву в выборных кампаниях власти Красноярского края будут больше внимания уделять развитию экономики, а не участию в избирательных кампаниях. «Александр Усс фактически все свои цели не просто наметил, а начал их воплощать в жизнь. Большая инвестпрограмма, «Енисейская Сибирь», начинает реализовываться», — считает он.

Политолог Юрий Москвич отмечает, что сейчас все больше развитие регионов зависит не только от действий губернаторов на местах, но и от совместной деятельности с федеральной властью. «Усс как политик хорошо известен в московских коридорах власти. Надеюсь, что благодаря этому будет достигнуто большое количество соглашений, которые приведут к крупным проектам. Край становится центром «Енисейской зоны». Это означает, что вопросы развития не только края, но и Хакасии, Тувы, будут находиться в координации Усса. Он сделал опережающий ход, и «Енисейская Сибирь» как проект была предложена до решения правительства по созданию 14 экономических зон развития. Думаю, экономика края может получить допуск к серьезным инфраструктурным проектам на территории Восточной Сибири», — добавляет он.

Скромный антидепрессант

Самовыдвиженец-справедливоросс Александр Бурков, официально вступивший в должность губернатора Омской области 14 сентября, получил рекордную поддержку избирателей среди своих сибирских коллег — 82,56%. Результат ближайшего конкурента — депутата горсовета Омска Алексея Ложкина от ЛДПР — 8,5%.

По мнению экспертов, депутату Государственной думы от Свердловской области, варягу Александру Буркову на выборах в Омской области помогло то, что он не единоросс, равноудален от местных финансово-промышленных групп и имеет поддержку федерального центра. «Назначенный в октябре 2017 года врио губернатора Омской области Александр Бурков приехал в регион не с пустыми руками. И это понятно: вряд ли кто согласился бы возглавить депрессивный в экономическом плане, инвестиционно не привлекательный регион без каких-либо федеральных субсидий. Москва же предоставила Буркову для стимулирования экономики Омской области дотации и субсидии на сумму 15,1 млрд рублей», — напоминает заведующая кафедрой политологии ОГУ им. Достоевского, профессор Инна Ветренко. Власти обещали направить рекордную для региона помощь из федерального бюджета на зарплаты, пенсии и прорывные экономические проекты.

Несмотря на то, что Александр Бурков возглавляет Омскую область 11 месяцев, эксперты крайне скромно оценивают его вклад в развитие экономики региона. «Ни одну из застарелых экономических проблем Омской области новому главе не удалось сдвинуть с мертвой точки. Крупный бизнес, сменивший в прошлые годы регистрацию на Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и другие региональные центры, продолжает зарабатывать деньги в Омской области, а налоги платить в бюджеты других территорий. Крупных инвесторов как не было, так и нет. Есть новые программы для предпринимателей, но они принципиально не меняют сложившуюся в регионе практику поддержки бизнеса», — считает Инна Ветренко.

Заместитель руководителя комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного собрания Омской области, предприниматель Игорь Антропенко считает, что новому региональному правительству по силам выстроить эффективный «равноудаленный диалог с бизнесом, увеличить налоговые поступления от ФПГ и реализовать крупные инфраструктурные проекты».

Сам Александр Бурков после выборов заявил, что намерен решить проблему «вечных» омских долгостроев, подтвердил актуальность строительства аэропорта «Омск–Федоровка» вместо строительства метро в Омске, на которое нет денег, предложил развивать трамвайную сеть с левого берега Иртыша на правый: «У нас нет денег даже на первую линию [метро]. Но нельзя закопать народные деньги, которые уже вложены. Может, это будет скоростной трамвай». На завершение строительства метро в Омске и ввод всех сооружений в эксплуатацию потребуется еще около 22 млрд рублей.

Дальнейшее строительство Красногорского гидроузла на Иртыше, который должен решить проблему недостатка водных ресурсов в черте Омска и улучшить санитарное и экологическое состояние реки, губернатор предложил вести за федеральные деньги. «Мы сегодня в целях сохранения объекта ведем там ряд небольших работ, охраняем его, чтобы объект был готов для дальнейшего строительства», — сказал Бурков.

Кроме того, Александр Бурков заявил, что не позволит в регионе «заниматься переделами рынков и делить бизнес». «Сейчас вектор на развитие, а не на передел рынков влияния. Есть у вас свои предприятия, зона ответственности — работайте и развивайтесь. Что нужно от власти — мы готовы поддержать», — подчеркнул чиновник.

С оглядкой на Москву

На момент отправки номера в печать имя нового главы Республики Хакасия, которое определил второй тур, оставалось неизвестным. Но кто бы ни победил — баллотирующийся на третий срок единоросс Виктор Зимин (результат первого тура — 32,42%) или 30-летний дебютант от КПРФ Валентин Коновалов (44,81%) — он вынужден будет спасать Хакасию от банкротства. Но с разной степенью эффективности, считают эксперты.

Хакасия переживает непростые времена. На 1 августа 2018 года госдолг республики составил 23,95 млрд рублей. За 10 лет нахождения у власти Виктора Зимина он вырос в 40 раз. Рост госдолга сам Зимин объяснял увеличением трат на социальную сферу и обвалом цен на уголь и металл. Еще осенью 2017 года депутаты Верховного совета Республики Хакасии объявили о катастрофической ситуации и попросили финансовой помощи у федеральных властей. Как результат, в начале 2018 года в Хакасии было введено казначейское сопровождение. Сейчас Федеральное казначейство контролирует расходы Хакасии и следит за их соответствием бюджетным обязательствам.

Несмотря на то, что именно при Викторе Зимине регион оказался в глубоком кризисе, у него больше шансов обеспечить экономический рост, чем у Валентина Коновалова, считает хакасский политолог Игорь Саськов. «Кто бы ни победил на выборах, на его плечи будет взвалена обязанность оперативно вытащить Хакасию из того тяжелого экономического кризиса, в котором она оказалась как по субъективным, так и объективным причинам. В том числе, из-за роста цен на металлы и энергоносители, которые производятся в Хакасии. Но у Зимина налаженные отношения с Москвой, министерствами, работающими в регионе ФПГ — «Русгидро», «РУСАЛ», СУЭК, — рассказывает политолог. — При победе господина Коновалова ситуация мне представляется гораздо более сложной. Ему придется делать все то же самое, что и Зимину, но с более серьезными усилиями. Это и формирование своей команды, и переговоры с ведущими местными ФПГ, которые могут длиться не один месяц, и установление связей с Москвой. Ему придется лавировать между коммунистической идеологией и пресловутой российской вертикалью власти».

Накануне выборов Виктор Зимин озвучил несколько значимых для региона инфраструктурных проектов. Строительство автодороги, которая соединит республику с Кузбассом и Алтайским краем. «Расшивка» южного хода Транссиба с выходом на самое перспективное Бейское угольное месторождение. «Сейчас мы занимаем третье место в стране по добыче угля, в перспективе выйдем на второе. Это точка роста в регионе. Планируем в течение пяти лет создать в отрасли 12 тыс. новых рабочих мест», — подчеркнул Виктор Зимин. В 2017 году в Хакасии добыли 23 млн тонн угля, планы этого года — 28 млн тонн. К 2025 году в регионе планируется добывать около 45 млн тонн угля.

 08-02.jpg

С акцентом на инфраструктуру

Избирательная кампания по досрочным выборам губернатора Новосибирской области закончилась предсказуемо. Победил врио губернатора Андрей Травников, за которого отдали голоса 64,52% избирателей. Явка в Новосибирской области составила 29,52%.

«Выборы прошли еще до начала их официального объявления, когда в кампанию ввязался ныне экс-советник мэра Виктор Толоконский, обозначивший политические амбиции мэра-коммуниста Анатолия Локтя на губернаторский пост, а затем и сам Локоть, объявивший о своей готовности участвовать в выборах. Однако это был быстрый взлет и такое же стремительное падение, которое завершилось пресс-конференцией, где он публично поддержал единоросса Андрея Травникова. Это был пик выборной кампании. После этого все пошло ровно и вялотекуще. Кандидаты не вкладывали много сил в кампанию, агитаторы работали слабо. В итоге мы получили такую небольшую явку. В Новосибирске — около 20 процентов», — рассказал политолог Владимир Леонтьев.

Руководитель фонда «Сибирская политика» Игорь Украинцев считает, что экономисты положительно оценивают способности Андрея Травникова как бизнес-лоббиста. «С момента его пребывания в регионе у него хорошо получалось привлекать внимание к региону федеральных политиков. Думаю, эта работа продолжится и дальше. Уверен, что и какие-то новые проекты появятся дальше, и те, которые заявлены, будут реализованы. И Травников с федеральной властью не смогут себе позволить не выполнить обещаний. Иначе это чревато потерей доверия со стороны избирателей и разочарованием жителей», — считает Игорь Украинцев.

Политтехнолог, руководитель проекта «Архитектура власти» Андрей Трошкин добавляет, что рост бюджета и долговая нагрузка региона больше зависит не от губернатора, а от структуры региональной экономики. «Травников может влиять на рост инвестиционных вливаний за счет своих лоббистских возможностей и вливаний с федерального бюджета. Точно будут вложения в инфраструктурные проекты: автомобильный мост, аэропорт, мусороперерабатывающие заводы. На особом месте наука. Академгородок тоже получит дополнительные возможности для роста. Но в целом я бы не ожидал экономических прорывов», — резюмировал он.

Открыли канал

Кемеровская область стала лидером по явке на выборах среди сибирских регионов. На досрочных выборах главы Кузбасса победил врио губернатора Сергей Цивилев. За него проголосовали 206,4 тысячи человек — 84,05% избирателей при явке в 66,47%. Остальные кандидаты набрали меньше 4% голосов: Владимир Карпов (КПРФ) — 3,81%, Игорь Украинцев (ЛДПР) — 3,76%, Татьяна Протас («Справедливая Россия») — 2,97%, Юрий Скворцов («Патриоты России») — 2,48%, Елена Латышенко («Партия Роста») — 1,43%.

По мнению политических аналитиков, прошедшие тихо и спокойно в регионе выборы продемонстрировали, что политическая ситуация в Кузбассе — стабильная. А после того, как Москва поставила «своего» человека, регион получит (уже получает) много значимых проектов. В том числе — для экономики Кемеровской области.

«Думаю, что у Цивилева будет больше плюсов за время его работы губернатором, чем минусов. Регион воспринимает его не только, как представителя Кремля, но и специалиста, который разбирается в угольной промышленности (с 2014 года генеральный директор компании угледобывающей компании «Колмар»), — считает политический аналитик Андрей Полухин. — Он не как бывший губернатор Аман Тулеев, он не будет идти против Москвы и общего курса правительства, что раньше на пользу Кузбассу не шло. В то время как многие другие города развивались, Москва по отношению к нашему региону держала фигу в кармане. Теперь Москва поставила «своего человека», открыла канал, и Кемерово захлестнули проекты. Обещают открыть филиал Мариинского театра, филиал Русского музея, Академии музыки имени Гнесиных, концертный зал. Кроме того, в столице Кузбасса откроют президентское кадетское училище. Есть надежда, что будет больше порядка, прозрачности, чего раньше не хватало».

Пора форсировать

Избранного губернатора Алтайского края Виктора Томенко политтехнологи представляли как «бухгалтера» и «человека из бизнеса». Поэтому в первую очередь от него ждут прорыва в экономической сфере одного из самых бедных регионов страны.

Сегодня инвесторы проявляют слабый интерес к Алтайскому краю, констатируют эксперты. Отсюда все экономические вытекающие: доходы бюджета почти не растут, и источников их увеличения не заметно, доходы населения падают последние три года, и в целом возможности для ощутимого сдвига в лучшую сторону не просматриваются.

Виктор Томенко обозначил интерес к бизнесу сразу: не только встречами с производственниками и заявлениями о роли предпринимательства в росте экономики. Он отметился двумя победами: на встрече с президентом России Владимиром Путиным договорился о выделении региону более 10 млрд рублей на социальную сферу и дороги и заключил соглашение о приходе в Алтайский край агрохолдинга «Эко-Нива». Последнее примечательнее всего, потому что крупных инвесторов регион не видел точно больше пяти лет.

Поэтому от нового губернатора ждут кардинальных перемен именно в работе с новыми крупными компаниями. В 2013–2015 годах о планах на Алтайский край заявляли отельные сети Hilton и Accor, кондитерская компания Mondelez, игорная компания «Роял тайм», солнечные электростанции собиралось строить подразделение «Роснано» — «Хевел». Многие из них так и не зашли в регион из-за пассивности чиновников и несозданной инфраструктуры.

Но есть в регионе и ряд крупных незавершенных проектов, с которыми нужно что-то делать. Край ввязался в федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в России» несколькими объектами в Белокурихе, Бийске и Барнауле. Но выполнить взятые на себя обязательства не смог. Например, бийский туркластер «Золотые ворота» должен был заработать в 2018 году, но там до сих пор нет ни одного объекта. Теперь регион должен вернуть в федеральный бюджет десятки миллионов рублей.

В своей инаугурационной речи Виктор Томенко назвал природные ресурсы Алтайского края «богатыми», сельское хозяйство — «мощным», инфраструктуру — «достаточно развитой». Но никак не охарактеризовал промышленность. А она требует дополнительного внимания и внятной стратегии развития. Ждет развития и сельхозпереработка. Зерно, гречиха и другие культуры перерабатываются в конечный продукт в Алтайском крае далеко не на 100%. В итоге сырья в регионе много, но выгоду из этого извлекают другие.

Львиная доля бюджета Алтайского края сейчас тратится или на выполнение социальных обязательств, или на строительство социальных же объектов. По мнению президента Союза риелторов Барнаула Дмитрия Дворядкина, региону необходим «разворот от стопроцентной социальности бюджета к составляющей развития».

Но все же Виктору Томенко стартовать придется не с нуля. Поэтому даже небольшие сдвиги к лучшему и победы будут видны сразу. Например, по данным Росстата, Алтайский край в июле 2018 года поднялся с последнего на 76 место в рейтинге регионов страны по средней заработной плате. Заслуги Виктора Томенко в этом нет, но для начала работы знак определенно хороший.