В конце 2018 года проект «Ростов-на-Дону — первый мегаполис юга России» команды управленцев из Ростовской области получил гран-при федеральной образовательной программы «Развитие региональных команд», которую реализует РАНХиГС. В проект заложены амбициозные показатели: Ростовская агломерация с населением 2,4 млн человек должна стать первым мегаполисом юга России и третьим в стране и вырасти до 2030 года до 3 млн человек. Экономика агломерации должна расти в 1,5 раза быстрее, чем экономика других территорий. Один из идеологов этого проекта, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков уверен, что это возможно, если власти будут целенаправленно заниматься миграционной политикой. В интервью «Эксперту ЮГ» он рассказал, какие предпосылки для возникновения Большого Ростова уже существуют и за счёт чего привлекать миграционные потоки в город.
— Давайте определимся с границами Ростовской агломерации. Какие города и районы вы в неё включили?
— В Ростовскую агломерацию, по разным оценкам, входит от 13 до 18 муниципальных образований. Ядро агломерации — Ростов-на-Дону. В радиус Ростовской агломерации, безусловно, входят Батайск, Азов, Новочеркасск, Таганрог, Шахты, Новошахтинск, Аксай, а также районы: Неклиновский, Родионово-Несветайский, Мясниковский, Азовский, Октябрьский, Кагальницкий. Население агломерации насчитывает 2,6 миллиона человек. Но нам не так важны административные границы, как временные рамки. В мировой практике принято считать, что агломерационный эффект проявляется в часовой доступности от периферии к центру. Мы отталкивались от этого показателя. Он хорош ещё тем, что, фактически, если ты инвестируешь в транспортную доступность, то радиус агломерации растёт сам по себе за счёт сокращения временной доступности между территориями. Любые скоростные маршруты сразу же включают тот или иной район в экономику более крупного образования. Поэтому когда мы инвестируем в строительство и реконструкцию новых дорог, разрабатываем новые маршруты, мы развиваем агломерацию.
— Зачем специально заниматься темой агломерации?
— Есть статистика, которая показывает, что 600 мегаполисов мира дают примерно 65 процентов валового мирового продукта. В мегаполисах экономический рост в среднем в полтора раза выше, чем в других территориях. Происходит это по двум экономическим причинам, которые завязаны на человеческий капитал. Первая причина — эффект масштаба: чем больше объём продукции и услуг, тем ниже их себестоимость. Второе — ассортимент человеческого капитала. В мегаполисах ты всегда найдёшь нужных тебе людей с нужными компетенциями, независимо от того, какой бизнес ты затеваешь. Поэтому бизнес тяготеет к мегаполисам.
При этом в России фактически всего два мегаполиса — Москва и Петербург. Это едва ли не главный экономический недостаток. Для такой огромной страны два мегаполиса — это очень мало. Чтобы быть успешными в экономике, нам надо растить мегаполисы.
У Ростовской агломерации есть все шансы стать третьим мегаполисом в стране. Здесь уже проживает 2,4 миллиона человек, есть огромный потенциал не только в Ростове-на-Дону, но и в городах близ Ростова. Ростовская агломерация складывается естественным образом. Наша задача — попытаться ускорить естественные процессы искусственно.
— Мы несколько лет наблюдаем за южными городами и видим, что Ростов-на-Дону практически не растёт, а тот же Краснодар ежегодно привлекает по 20 тысяч человек. По вашим расчётам, агломерация должна расти на 60 тысяч человек в год. Как это сделать возможным?
— В Ростове мы пока не видим активной миграционной политики. Мы выделили для себя три группы людей, которых можно целенаправленно привлекать в город. Это студенты, русскоязычные международные мигранты и военные пенсионеры.
У Ростовской агломерации есть потрясающий ресурс — большое количество сильных вузов, которые привлекают студентов. Это примерно 120 тысяч человек в год. Этих людей нужно оставлять здесь после учёбы. Это молодые люди, которые, скорее всего, лояльно относятся к Ростову. Они уже знают этот город. В проекте предложено создать льготную ипотеку для студентов-отличников, которая ещё и рынок жилья будет стимулировать.
Вторая целевая группа — русскоязычные мигранты. Нужно побороться за граждан с Украины, из Белоруссии, Казахстана и других стран. Для этого нужно максимально упростить им вход на рынок труда — помогать с миграционными документами, видом на жительство, создавать миграционные центры.
Третья аудитория — военные пенсионеры, которые часто перебираются на Юг. То, что пенсионеры — это социальная нагрузка — устаревший взгляд. Военные пенсионеры — достаточно обеспеченная категория населения и очень ценный ресурс для развития так называемой «серебряной экономики» (50+). Ипотечные программы возможно запустить и для военных пенсионеров.
— В проекте фигурировали средства в размере 115 миллиардов рублей до 2030 года. На что должны пойти эти деньги? И какие отрасли в экономике нужно развивать, чтобы растить агломерацию?
— Это предварительная цифра при условии, что мы начинаем одновременно двигаться сразу по всем 19 направлениям, обозначенным в проекте создания мегаполиса. На практике речь пойдёт о гораздо более скромных суммах, и при этом каждый рубль, направленный на реализацию проекта, будет генерировать не менее 10 рублей дополнительных доходов. При реализации проекта целесообразно начинать с наиболее простых и продуктивных направлений, например, льготной ипотеки для студентов-отличников, причём не только из донских вузов, но и рейтинговых российских и даже зарубежных. Это окупаемая и понятная для всех история. Нам, кстати, крайне важно, чтобы шаги по созданию мегаполиса, получали поддержку в обществе.
— Какие проекты уже работают на развитие агломерации?
— Это строительство ростовского кольца и северного обхода Аксая как его составной части, в результате чего должна значительно вырасти доступность агломерации. Это аэропорт «Платов» и развитие воздушной маршрутной сети, так как чем плотнее и шире маршрутная сеть, тем интереснее город «умным мигрантам». Это все программы РЖД, как внутренние, такие как «городская электричка», так и внешние. В том числе сейчас для Ростовской агломерации уже разрабатываются и единая транспортная схема, и бесшовный генеральный план.