Сегодня одним из критериев эффективности работы губернаторов с населением является их участие в социальных сетях. Это, конечно, не главная задача, но выполнять её надо. О необходимости присутствия глав регионов в сети напомнил в начале этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Аналитический центр «Эксперт ЮГ» решил разобраться, как губернаторы регионов ЮФО работают с соцсетями и как представлены они в СМИ.
Мы воспользовались данными системы «ПрессИндекс» и составили отчёты по каждому из 8 глав регионов ЮФО. Были собраны все доступные публикации в СМИ, соцсетях и блогах с 1 января по 26 ноября 2019 года. Мы постарались узнать, о чём чаще всего писали СМИ, упоминая при этом губернаторов, какова была тональность этих сообщений. Но, помимо анализа цитируемости, мы использовали также официальные страницы глав в социальной сети. Для изучения мы, в частности, взяли аккаунты губернаторов в Инстаграме. По данным фонда «Петербургская политика», именно Инстаграм является самой популярной для политиков и доступной платформой. Для глубокой аналитики и сравнения аккаунтов глав регионов мы пользовались сервисом popsters.ru.
Больше всего в 2019 году в ЮФО цитируется и упоминается глава Республики Крым Сергей Аксёнов. По этому показателю он обошёл губернаторов Кубани и Ростовской области в два раза (см график 1). Всего 8 глав регионов упоминались в СМИ и соцсетях в 214,5 тысячи публикаций. Это довольно высокий показатель для фигур регионального масштаба. Такую упоминаемость, например, имеют известные футболисты или звезды шоу-бизнеса. Так, например, игрок ФК «Зенит» и сборной России по футболу Артём Дзюба упоминался в СМИ за аналогичный период в 16 тысячах публикаций. Чаще всего публикации о главах регионов носят нейтральный характер — порядка 70–80% от общего количества публикаций.
Самым популярным главой региона в ЮФО в Инстаграме на сегодняшний момент является Бату Хасиков. Его страница заметно отличается от аккаунтов его коллег (см. график 10). В публикациях глава Калмыкии находит место, чтобы рассказать о своей личной жизни. Эта непосредственность и доступность очень нравятся подписчикам. Результат — рекордное для губернаторов ЮФО количество лайков и комментариев. Дальнейший рассказ о губернаторах мы расположили по убыванию уровня их цитируемости в СМИ.
Сергей Аксёнов: популярность обеспечена национальным интересом к Крыму
Глава Крыма — лидер среди глав регионов ЮФО по упоминаемости в СМИ. С начала 2019 года он упоминался или цитировался в 65,5 тысячи публикаций. Главный сюжет, в котором упоминается глава республики, связан с отменой курортного сбора в 2019 году. Новость о том, что Аксёнов подписал постановление об этом, собрала 349 публикаций, которые в целом носили нейтральный по отношению к главе Крыма характер. Разделение полномочий главы и премьер-министра правительства республики стало вторым по популярности сюжетом для СМИ. О планах сокращения полномочий Сергея Аксёнова писали региональные и федеральные СМИ в сентябре. Причём из 218 публикаций позитивный тон был отмечен у 145 сообщений. Проведение Ялтинского международного экономического форума также сыграло на увеличение медийной популярности главы Крыма. Этот сюжет включал в себя 178 публикаций (83 позитивных упоминания). Всего за 11 месяцев большинство публикаций носило нейтральную тональность (83,1%). Позитивным тоном было отмпчено 13,3% статей и постов. Негативные упоминания составили 3,6% от общего количества публикаций (см. график 2). Больше всего глава Крыма упоминается в публикациях kianews24.ru, crimea.kz и www.c-inform.info.
Первую публикацию в Инстаграме Сергей Аксёнов сделал в августе 2015 года. За 4 года его страница достигла отметки в 122 тысячи подписчиков, которые оставили более 2,8 млн лайков и около 59 тысяч комментариев. Аксёнов довольно часто выказывается на своей странице не только по региональным вопросам, но и комментирует общероссийские и международные проблемы. Примечательно, что на странице главы Крыма есть немало публикаций на тему православия. Показательно, что самый популярный пост на его странице — та фотография с президентом Владимиром Путиным и Михаилом Развожаевым на мотоцикле, которая была опубликована и на странице врио губернатора Севастополя. У Аксёнова эта публикация собрала 9479 лайков. Пост, где глава Крыма поддержал действия правоохранительных органов по пресечению беспорядков в ходе несанкционированного митинга в Москве, собрала максимальное количество комментариев — 821. В обсуждении одни подписчики много дискутировали об отсутствии необходимости применения силы со стороны представителей властей, другие же считали, что именно жёсткие меры смогут уберечь граждан от провокаций.
Вениамин Кондратьев: слишком много официоза
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев упоминался в СМИ и социальных сетях в 2019 года 32,3 тысячи раз. По этому показателю глава края близок губернатору Ростовской области. Чаще всего Кондратьев, по данным системы «ПрессИндекс», упоминался в сюжете, связанным с заявлением украинских политиков о «возвращении в культурное, политическое и социальное поле украинских этнических территорий на Кубани».
Практически в каждой публикации на эту тему приводились слова Вениамина Кондратьева, который вступил в заочный спор с украинских политиками. Эта тема собрала 146 публикаций, причём большинство из них — это заметки и статьи с позитивной тональностью. С нейтральной тональностью глава края упоминался в сюжете о сборе рекордного урожая зерна на Кубани. Его цитаты широко использовали местные и федеральные СМИ. Всего по этому сюжету было выявлено 124 публикаций. Немногим меньше публикаций собрала тема назначения Вениамина Кондратьева членом президиума Государственного Совета РФ. Назначение собрало почти 120 публикаций в СМИ, где около четверти упоминаний носили позитивную тональность. Всего по итогам 11 месяцев 2019 года Вениамин Кондратьев упоминался в позитивном ключе в 15,1% публикаций. Негативный тон публикаций с упоминанием главы края был выявлен среди 1,4% публикаций. Остальные 83,5% публикаций с упоминанием Кондратьева — это статьи и посты с нейтральной тональностью (см. график 2). Чаще всего о кубанском губернаторе писали на сайтах ИА Krasnodarmedia, газеты «Кубанские новости» и «Кубань 24».
Свой инстаграмный опыт глава Краснодарского края начал с апреля 2017 года. За два с половиной года Кондратьев собрал довольно широкую аудиторию — более 82,6 тысячи подписчиков. За это время 874 публикации губернатора собрали 988 тысяч лайков и свыше 27 тысяч комментариев. Страница Вениамина Кондратьева изобилует информационными материалами, которые собирает для него пресс-служба. Есть здесь немало публикаций официальных выступлений, материалы по оценке деятельности муниципалитетов и результаты выполнения различных государственных программ. Самая популярная публикация собрала 7468 лайков. В посте Вениамин Кондратьев поздравляет выпускников школ 2019 года. Самой же комментируемой публикаций стало выступление Кондратьева на краевой планерке по подготовке региона к отопительному сезону в прошлом году. По мнению главы Кубани, ряд чиновников не предоставляют полную информацию, поэтому губернатор просит подписчиков делиться комментарииями о том, как отапливаются их многоквартирные дома. Под этим постом оставлено 544 комментария. Подписчики поделились проблемами, которые они испытывают при взаимодействии с управляющими организациями.
Василий Голубев: цитируемость в не самых лучших обстоятельствах
С начала 2019 года губернатор Ростовской области Василий Голубев упоминался в СМИ и социальных сетях свыше 32,8 тысячи раз. По данным мониторинга системы «ПрессИндекс», с 1 января по 26 ноября 2019 года глава региона упоминается или цитируется в 32851 публикаций. Из этого общего количества статей и постов можно выделить порядка 15,8 тысячи сюжетов. Чаще всего о губернаторе писали в контексте сообщений о взрыве бытового газа в многоэтажном доме в городе Шахты. Взрыв унёс жизни 5 человек. На эту тему появилось 220 публикаций. ЧП активно освещалось не только региональными СМИ, но и федеральными. В целом, по данным «ПрессИндекса», статьи с упоминанием Голубева зачастую имели негативную тональность. Вторым по популярности сюжетом, где упоминался Василий Голубев, были публикации на основе расследования ростовского штаба Алексея Навального. Тогда сторонники Навального разместили в сети материалы, касающиеся имущества главы региона, обвинив губернатора в «захвате» земельного участка в посёлке Водопадный. Этот сюжет был растиражирован в соцсетях: большинство ростовских пабликов во «ВКонтакте» подробно освещали эту тему. Всего по этому сюжету губернатор упоминался в 170 публикациях. В преобладающем большинстве эти публикации носили негативную тональность.
На третьем месте по упоминаемости донского главы в СМИ стал сюжет о начале строительства в Ростовской области первого ветропарка. Тогда Василий Голубев принял участие в торжественном мероприятии по закладке первого камня. По этому сюжету было найдено 158 публикаций, причём 113 из них — это публикации позитивной тональности.
В целом, по итогам 11 месяцев, упоминаемость Василия Голубева в СМИ носила нейтральный характер — 80,6% от общего количества публикаций. Позитив выявлен в 16,3% публикаций. Если не брать во внимание сайты-агрегаторы, то больше других о губернаторе писали на сайтах don24.ru, donland.ru и bloknot-rostov.ru.
Губернатор Ростовской области первую публикацию на своей странице в Инстаграме сделал в ноябре 2018 года. За первый год существования официальной страница главы региона на нее подписалось 20761 человек. Подписчики губернатора оставили на странице свыше 266 тысяч лайков и почти 6,8 тысячи комментариев. Тематика постов изобилует отчётами с официальных мероприятий и встречами с чиновниками, которые разбавлены пейзажными фотографиями донского края. Самым же популярным сообщением губернатора стала публикация в День матери. На фото глава региона запечатлён со своей матерью. Этот пост собрал 2663 лайка. А вот самой обсуждаемой публикацией стало сообщение о том, что Ростовская область является энергодонором. По словам Василия Голубева, область вырабатывает электроэнергии вдвое больше своей потребности. В комментариях подписчики были раздосадованы тем, что при такой эффективной энергосистеме жителям региона приходится платить за электроэнергию больше, чем в соседних регионах.
Андрей Бочаров: полковнику никто не пишет в личку
Глава Волгоградской области Андрей Бочаров по упоминаемости в СМИ и соцсетях уверенно обходит кубанского и ростовского коллег. По данным системы «ПрессИндекс», в 2019 году появилось 49,1 тысячи публикаций, где так или иначе упоминается губернатор области. Чаще всего в этом году о Бочарове писали в рамках сюжета о расследовании уголовного дела о покушении на него в 2016 году. В июне нынешнего года по этому делу задержали генерал-лейтенанта Михаила Музраева — советника главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Этот сюжет объединил более 400 различных публикаций, тональность которых была больше негативной, чем позитивной. Информация о возможной отставке Бочарова с поста губернатора появилась в СМИ в марте 2019 года. Этот сюжет собрал 235 публикаций, причём более половины упоминаний носили негативную окраску. Наконец, итоги выборов губернатора стали третьей по популярности сюжетом в публикациях с упоминанием Андрея Бочарова. Победа на выборах носила в СМИ нейтральный характер и собрала 136 публикаций. Однако 16,5% публикаций об Андрее Бочарове в 2019 году носили позитивный характер. Негативный тон отмечен только у 2,9% публикаций. Ещё 80,6% публикаций носят нейтральный характер (см. график 2).Чаще остальных о губернаторе области писали на сайтах ИА «Городские вести», vpravda.ru и cod34.ru. На три этих СМИ приходится почти 6 тысяч публикаций с упоминанием Андрея Бочарова.
Глава Волгоградской области — один из немногих руководителей регионов, который не имеет собственной страницы в соцсетях. Отказ от ведения соцсетей Андрей Бочаров пояснил тем, что не хотел бы, чтобы кто-то вёл страничку от его имени, а у него самого есть дела поважнее. Впрочем, в Инстаграме есть страничка, которую ведёт пресс-служба администрации области. Речь идёт о странице region_34, которая заменяет губернатору его официальную страницу в соцсети. Надо сказать, что содержание данной страницы практически не отличается, например, от того, что публикуют на официальной странице главы Кубани. Это сообщество можно вполне принять за официальный аккаунт главы региона. Сегодня на него подписано 29,8 тысячи пользователей.
Игорь Бабушкин: в СМИ не замечен, а в соцсети собрал огромную аудиторию
Игорь Бабушкин был назначен врио губернатора Астраханской области в июне 2019 года, а уже в сентябре победил на выборах. До назначения чиновник занимал пост заместителя полномочного представителя президента в СКФО. За почти полгода на посту главы региона Бабушкин упоминался в 19,7 тысячи публикаций. За это время новый губернатор обошёлся без скандалов. Три основных сюжета в публикациях как раз связаны с назначением Игоря Бабушкина на пост врио главы и отставкой его предшественника Сергея Морозова. Примечательно, что самым растиражированной темой для публикаций стала официальная встреча Игоря Бабушкина с главой МВД РФ Владимиром Колокольцевым. Этот сюжет собрал 455 публикаций с нейтральной тональностью. Об отставке Морозова и назначении Бабушкина была найдена 391 публикация, из которых 168 имели позитивную тональность. Замыкает тройку главных сюжетов победа Бабушкина на выборах губернатора области (всего 148 публикаций). Общая картина тональности публикаций за 2019 год выглядит следующим образом: 77,9% публикаций с нейтральной тональностью, 18,5% с позитивной, а негативных публикаций набралось 3,6% (см. график 2). Наибольшее количество публикаций с упоминанием Игоря Бабушкина приходится на сайт astrakhan.ru, punkt-a.info и special.astrobl.ru.
Глава Астраханской области создал страницу в Инстаграме позже всех — в июне 2019 года. За полгода политик собрал аудиторию в более чем 59 тысяч подписчиков. Бурный рост количества подписчиков Игорь Бабушкин даже отметил отдельной публикацией. Собрав 50 тысяч подписчиков, он поблагодарил их за то, что они следят за его работой в Инстаграме. «Как я уже говорил ранее, читаю каждый комментарий, анализирую, с учётом этого принимаю решения. Спасибо за поддержку и конструктивные замечания!», — прокомментировал Игорь Бабушкин. Новоизбранному главе области удалось через соцсети наладить контакты с жителями региона, которые присылают ему в комментариях свои просьбы или рассказывают о проблемах. Самой популярной публикацией на странице губернатора является пост с фотографией, где глава области находится в компании бывших участников команды КВН «Сборная Камызякского края». Это сообщение набрало 8922 лайка. Больше всего комментариев набрала публикация, в которой губернатор попросил жителей области обращаться к нему по всем насущным вопросам, которые он не смог изучить в рамках приёма граждан. На это обращение он получил 734 комментария своих подписчиков.
Михаил Развожаев: получил цитируемость с должностью
Врио главы Севастополя за 11 месяцев 2019 года упоминался в 15,6 тысячи публикаций в СМИ и соцсетях. Временно исполнять должность главы города федерального значения Михаил Развожаев начал 11 июля 2019 года. Освобождение от должности губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова и назначение на эту должность Развожаева стало главным сюжетом в СМИ. На эту тему было опубликовано 315 сообщений. Как и в случае с главой Адыгеи, сюжет о назначении и. о. секретарей региональных отделений партии «Единая Россия» вошёл в топ по упоминаемости персоны Михаила Развожаева. Причём 185 сообщений из 188 были опубликованы с позитивным упоминанием врио главы Севастополя. Замыкает тройку главных новостных сюжетов сообщение о запуске прямого пассажирского сообщения между Севастополем и Москвой. Эта тема собрала 175 публикаций. В целом упоминания Михаила Развожаева носят нейтральный характер (78,4% от общего количества публикаций). Позитивное упоминание выявлено у 18,3% сообщений. Негативная тональность в сообщениях найдена у 3,3% публикаций (см. график 2).Чаще остальных о врио губернатора Севастополя пишут sevline.com, nts-tv.com и sevastopol.su. Стоит отметить, что до назначения Михаил Развожаев вообще не упоминался в СМИ и соцсетях.
Вести свою страницу в Инстаграме Развожаев начал совсем недавно — в октябре 2018 года. За год на его страницу подписалось 16,3 тысячи человек, которые оставили там 130 тысяч лайков и 11,4 тысячи комментариев. Сейчас на странице врио губернатора Севастополя опубликовано всего 164 сообщения. В большинстве своём сообщения иллюстрированы фотографиями самого врио губернатора, который проводит встречи со своими подчинёнными и коллегами из других регионов. Самой популярной стала публикация фотографии, где за рулем мотоцикла сидит Владимир Путин, сзади — Развожаев, а в коляске — глава Крыма. Эта фотография была сделана на международном байк-шоу мотоклуба «Ночные волки». Этот пост собрал 2247 лайков. А вот больше всего комментариев набрало видео встречи Михаила Развожаева с главой Республики Хакасии Валентином Коноваловым. Подписчики делились в комментариях удивлением, которое вызвали у них поведение и высказывания хакасского коллеги Развожаева. Всего под постом набралось 356 комментариев.
Бату Хасиков: лучший Инстаграм при негативной повестке в СМИ
Бату Хасиков был назначен врио главы Республики Калмыкии в марте 2019 года, а уже в сентябре одержал победу на выборах главы региона. До этого он занимал пост советника руководителя Росмолодёжи Александра Бугаева и возглавлял общественное движение «За спортивную страну». В 2019 году Бату Хасиков, по данным системы «ПрессИндекс» упоминался в 12,7 тысячи публикаций в СМИ и соцсетях. Примечательно, что сюжет о назначении бывшего спортсмена на пост врио главы республики занял лишь второе место по количеству публикаций. О новом врио главы Калмыкии было опубликовано 200 статей. Зачастую эти материалы имели негативную тональность. На первом же месте по публикациям оказался сюжет, связанный с назначением на посты главы администрации Элисты бывшего и.о. главы ДНР Дмитрия Трапезникова; начало акций протеста против этого назначения стало темой для 446 публикаций. Интересно, что в этой скандальной теме глава республики упоминается нейтрально. Не осталась без внимания прессы и тема о возможном назначении бывшего капитана команды КВН «Сборная РУДН» Сангаджи Тарбаева сенатором от Калмыкии в Совете Федерации РФ. Кандидатуру шоумена предложил Бату Хасиков. Этот сюжет собрал 167 публикаций, из которых почти половина статей носила позитивную тональность. По итогам 11 месяцев свыше 82% публикаций имеют нейтральный характер. Позитивный тон был отмечен в 13,5% публикаций, а негатив — в 4,4% (см. график 2). Больше всего упоминаний о Бату Хасикове содержат сайты главы Республики Калмыкии, «РИА Калмыкия» и «Парламентский вестник Калмыкии».
Сегодняшний глава Калмыкии был известен широкой аудитории ещё до его назначения, а потом избрания на пост главы республики. Первая публикация на его странице была сделана в августе 2012 года. Бату Хасиков — известный кикбоксер, многократный чемпион мира среди профессионалов. Спортивный бэкграунд позволил главе Калмыкии собрать самую большую аудиторию среди всех губернаторов субъектов ЮФО. Сегодня на его страницу подписано свыше 139 тысяч пользователей. Возможно, подписчиков привлекает в его странице открытость и возможность познакомиться с личной жизнью руководителя республики. Здесь есть семейные фотографии, селфи. Параллельно с этим глава Калмыкии активно публикует свои отчёты с официальных встреч и мероприятий. Больше всего лайков на странице главы региона собрал пост с фотографией из роддома. «У нас пополнение», — пояснил в сообщении Бату Хасиков. Этот пост собрал более 19 тысяч лайков. Самым же обсуждаемым стало сообщение о назначении бывшего главы Калмыкии Алексея Орлова на пост сенатора в Совет Федерации РФ. Эта публикация собрала рекордные 1823 комментария. Это решение подписчики приняли без энтузиазма. Хасикова много критиковали за непоследовательность действий.
Мурат Кумпилов: в положительной тональности
О главе Адыгеи система «ПрессИндекс» нашла за 2019 год чуть более 10 тысяч публикаций. Три главных сюжета в этих публикациях: назначение Мурата Кумпилова на пост и.о. секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» (186 публикаций), его назначение членом президиума Госсовета РФ (124 публикации), а также визит официальной делегации во главе с главой Адыгеи в Турцию (72 публикации). Практически все основные сюжеты в сообщения СМИ и соцсетях имеют позитивную тональность. Нейтральный тон выявлен у 69,6% публикаций. Негатив в сообщениях СМИ носит лишь 2,3% публикаций. Позитивный характер имеет практически четверть всех сообщений с упоминанием главы региона в 2019 году (см. график 2). Чаще всего упоминания и цитирования главы Адыгеи отмечены на сайтах adigea.aif.ru, sovetskaya-adygeya.ru и ГТРК «Адыгея».
Свою страницу в Инстаграме Мурат Кумпилов завёл в конце 2014 года. За почти 5 лет на его странице было опубликовано 1608 постов. Сегодня на главу Адыгеи подписано свыше 53 тысяч человек, которые оставили на его странице более 1,8 млн лайков и 24,2 тысячи комментариев. С начала года количество подписчиков увеличилось на 15,2 тысячи человек. На своей странице Мурат Кумпилов публикует сообщения о встречах с чиновниками, бизнесменами и представителями культуры и спорта. Немало сообщений с поздравлениями, приуроченными к республиканским и всероссийским праздникам. Кстати, самой популярной публикацией у него является видеозапись с поздравлениями с Новым Годом. Этот пост собрал 6062 лайка. Самым комментируемым сообщением стала видеозапись с мероприятия, приуроченного к школьному выпускному вечеру. Этот пост собрал 341 комментарий. Заметная часть подписчиков была недовольна тем, что праздничное светское мероприятие проводилось рядом с мечетью.
От цитируемости к репостам
Лучше остальных в СМИ и соцсетях выглядит глава Адыгеи Мурат Кумпилов. 28% публикаций имеют позитивный для него тон. А вот больше всех упоминаний с негативным контекстом получил в этом году глава Калмыкии Бату Хасиков. Почти 5% публикаций с его упоминанием имеют негативную тональность. Практически во всех 8 регионах ЮФО информационный шум создают региональные сайты-агрегаторы новостей. Именно на них приходится наибольшее количество упоминаний глав регионов. Задают же вектор дискуссии о персоне губернаторов внутри региональных медиапространств государственные или муниципальные издания. Немаловажно, что в общем количестве публикаций о том или ином губернаторе наибольшая нагрузка приходится на сайты органов власти.
В Инстаграме самая популярная страница — Бату Хасикова. В публикациях глава Калмыкии находит место, чтобы рассказать о своей личной жизни. Эта непосредственность и доступность очень нравятся подписчикам. Результат — рекордное для губернаторов ЮФО количество лайков и комментариев. Его пример общения с подписчиками могли бы взять на вооружение пресс-службы глав регионов, которые зачастую не дают им самостоятельно публиковать сообщения. Официоз в публикациях мало интересен пользователям Инстаграма, это подтверждает и то, что самые популярные записи у губернаторов — это редкие фото и видео, которые ещё не были растиражированы СМИ. Сегодня работа с соцсетями может решить много задач: например, создать имидж губернаторов, узнать в режиме онлайн общественное мнение по различным вопросам. Примером такого подхода может стать страница главы Астраханской области Игоря Бабушкина. Он, как выходец из спецслужб, показался общественности довольно закрытым и недоступным чиновником. Однако успешное ведение своей страницы позволило ему изменить мнение общественности о себе. С другой стороны, есть среди глав регионов ЮФО и губернатор, у которого всё ещё нет официального аккаунта в соцсетях. Андрей Бочаров категорически отказывается от развития своего образа в социальных сетях, отдавая всё на откуп пресс-службе, специалисты которой администрируют официальную страницу Волгоградской области в Инстаграме.