Харизматикам здесь не место: портрет кандидата в Госдуму на Юге

Администраторы и предприниматели против общественников и блогеров — так выглядит предвыборное противостояние кандидатов-новичков парламентских и непарламентских партий, выдвинутых в регионах юга России. Отсутствие в списке ярких персонажей — это проявление тренда на управляемость партийного актива

КОЛЛАЖ ОЛЬГИ МАКАРЫЧЕВОЙ

Мы проанализировали списки кандидатов в депутаты от парламентских партий на предстоящих выборах в Госдуму VIII созыва, которые пройдут 17-19 сентября. К 12 июля все остальные партии должны определиться со своими кандидатами как в одномандатных округах, так и в федеральных списках. Среди определившихся немало новых лиц, не имеющих опыта участия в предвыборной гонке и работы в представительных органах власти. Они и стали объектом нашего исследования.

Парламентские политические партии ведут на выборы составы, которые почти на 70% состоят из тех, кто никогда не избирался депутатом Госдумы. Основной состав новичков представляет собой партийных деятелей или представителей государственных и муниципальных органов власти. Для многих из них выборы в Госдуму — единственный способ повысить свой статус или выйти из карьерного тупика, как например, для главы Краснодара Евгения Первышова или экс-мэра Ростова Виталия Кушнарёва.

Парламентские партии, несмотря на значительное число кандидатов-новичков, не удивили избирателя. Региональные группы «Единой России» откровенно копируют федеральную кадровую модель, олицетворяющую основные приоритеты власти: внешнюю политику, оборону, медицину, образование и защиту детей. Встречаются яркие вкрапления в лице амбициозных личностей, стремящихся в высшие эшелоны представительной власти — например, экс-премьер ДНР (2014 год) Александр Бородай или депутат донского Заксобрания Екатерина Стенякина. На этом фоне оппозиционные парламентские партии предлагают заезженную на местных и региональных выборах пластинку с многоопытным депутатским корпусом. Партии, не представленные в Госдуме, особенно недавно созданные, демонстрируют широкий общественный срез, но их задача в основном — повысить общественную узнаваемость, а не пройти в парламент.

Кандидатский минимум партийных новичков

Парламентские партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия – За правду» первыми определились со списками кандидатов. Мы собрали информацию по кандидатам (одномандатникам и «списочникам») от четырёх парламентских политических партий. Проведя анализ данных о профессиональной деятельности, траектории развития личности партийных новичков, мы составили усреднённый портрет начинающего «единоросса», коммуниста, «справоросса» и «лдпровца». В 2021 году у 14 российских партий есть право выдвигать своих кандидатов без сбора подписей.

На момент подготовки номера непарламентские партии только определялись со своими списками (см. таблицы 1, 3, 4). Полностью своих кандидатов в регионах утвердили только партии «Новые люди» и «Яблоко». Мы ознакомились с их списками и пришли к главному выводу — омоложение партсписков проходит без выдвижения харизматичных лидеров, так как партийная дисциплина ставится во главу угла. Харизматики же часто идут против течения.

Для формирования пула кандидатов партии только «Единая Россия» воспользовалась процедурой внутрипартийного голосования. В случае с остальными партиями списки кандидатов составили в результате кабинетной работы и решений всероссийских съездов.

«Единая Россия» идёт курсом на омоложение

«Единая Россия» формирует самый обширный список кандидатов для двух видов голосования. Президент Владимир Путин на съезде партии 19 июня объявил стратегической целью сохранение лидерства, а в Госдуме VII созыва «Единая Россия» имеет конституционное большинство. Высокая планка кажется недостижимой на фоне 30,4% доверия населения к партии, зафиксированного на 20 июня 2021 года ВЦИОМом. Партия, как и вся политическая система, явно стоит перед запросом на обновление. Региональные списки партии, впрочем, лишь отчасти отвечают на этот вызов новыми лицами.

Так, региональные группы кандидатов от «Единой России» в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях включают в себя по большей части опытных на электоральном поприще политиков. Из общего числа только 30% никогда не избирались в органы законодательной власти (10 из 33 человек). Остальные — действующие депутаты Госдумы (30%), члены региональных законодательных органов (30%), депутаты местных законодательных органов (6% — два человека в краснодарской группе). Ставропольскую и ростовскую группы ведут за собой губернаторы регионов. Отсутствие губернатора Кубани Вениамина Кондратьева пока трудно объяснить, однако на его популярности могли сказаться непопулярные постановления об ограничениях передвижения и въезда на курорты. Согласно рейтингу портала Губернаторы.ru, Вениамин Кондратьев находится на 76 позиции из 85 возможных с оценкой 2,42 балла.

Среди новоиспечённых кандидатов в ставропольских партийных списках «Единой России» шесть из 10 человек — официальные члены партии; один — партийный функционер, один представитель Общероссийского народного фронта, один — представитель «Молодой Гвардии» «Единой России» (МГЕР). Последний — Денис Давыдов, являющийся председателем МГЕР с 2014 года, не проходил праймериз и был приписан к ставропольской группе «на усиление». В ростовской группе за талантливую молодёжь отвечает новобранец Михаил Гуров, победитель конкурса «Учитель года 2020», преподаватель частного лицея в донской столице. Вместе с Гуровым идут не менее яркие личности. Дмитрий Миненко (родился в Волгодонске) хоть и не обладает электоральным опытом, но политическим точно обзавёлся за время работы руководителем пресс-службы «Единой России». Его называют одним из политтехнологов партии. Политтехнолог Александр Бородай настолько сроднился с Ростовской областью, что решил баллотироваться от неё в Госдуму и даже занял шестое место на праймериз.

В списках «Единой России» по одномандатным округам неожиданностей ещё меньше. Из 19 выдвинутых в трёх регионах Юга кандидатов 11 — действующие депутаты Госдумы, планирующие продлить свои полномочия, а также четыре члена региональных органов законодательной власти, идущие на повышение, и один депутат муниципального собрания. К новичкам условно можно отнести чемпиона мира по каратэ Сергея Бурлакова, баллотирующегося по Таганрогскому округу Дона, однако у него есть опыт работы в федеральной Общественной палате. Виталий Кушнарёв, председательствующий в Региональной корпорации развития и идущий по Южному округу № 152, также не тянет на статус политического юнца, учитывая его опыт работы главой администрации Ростова-на-Дону и министром транспорта региона. Краснодарский мэр Евгений Первышов также впервые пробует себя на выборах в Госдуму. При этом у него сложные отношения с губернатором, поэтому Госдума для него — шанс достойно уйти на повышение.

Новобранцы в «Единой России» и их показательно существенное количество — это способ продемонстрировать изменение самой партии и поддержку со стороны ранее не вовлечённых. Новые персоналии в партийной жизни потребовались, чтобы «закрыть» все направления, заявленные президентом на съезде партии: оборона, внешняя политика, медицина, образование, дети. Именно эти приоритеты олицетворяет первая пятёрка кандидатов федерального списка «Единой России». Сергей Шойгу — министр обороны, Сергей Лавров — министр иностранных дел, Дмитрий Проценко — главврач, Елена Шмелёва — руководитель образовательного центра «Сириус», Анна Кузнецова — детский омбудсмен.

По словам политолога Дмитрия Абросимова, среди всех партий «Единая Россия» обладает самым мощным кадровым потенциалом. «Остальные партии составляют списки, не ориентируясь на победу — скорее, на заявление какой-то позиции. Делают ставку на тех людей, которые могут пройти, либо выставляют “хайповых” персонажей, как Александр Хуруджи у партии “Новые люди”», — говорит г-н Абросимов.

Он отмечает, что рейтинги отдельных кандидатов бывают выше партийных рейтингов, но партии в последнее время опасаются таких лидеров, так как они могут перейти и к конкурентам. Поэтому на первый план выходит требование к «управляемости списка», которому все в этой выборной кампании в полной мере соответствуют.

«Легальная» оппозиция не удивила — в этом проблема

Оппозиционные парламентские партии «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР хоть и внесли нотку свежести в свои списки, но не предложили реальных новых кандидатов, способных вытянуть борьбу с правящей «Единой Россией». Рассмотрим подробнее.

«Справедливая Россия — За правду!», заработавшая немного дополнительного внимания благодаря объединению в конце 2020 года, выдвинула кардинально обновлённые списки кандидатов. Из 39 человек 18 не имеют электорального опыта (46%). Однако обновления коснулись только списков по Ростовской области и Краснодарскому краю. На Ставрополье все кандидаты прошли жернова региональных или муниципальных выборов. Среди новичков, как это ни странно для партии, называющей себя левой, преобладают предприниматели — 11 из 18 человек (61 %). Присутствуют два партийных функционера из недавно влившихся «Патриотов России», а также два политтехнолога, один из которых, Дмитрий Гусев. знаменит своим пособием «Уши машут ослом», нашумевшим в профессиональных кругах. Оценивая региональные списки «справедливороссов», сложно увидеть в них прорыв. Опираясь на скромную, но всё-таки поддержку в 7,8% (по данным указанного ранее опроса ВЦИОМ), партия не сможет провести в Госдуму подавляющее большинство списочного состава.

Если пойти левее по идеологическому спектру, мы натолкнемся на ещё более скучный вариант КПРФ, которая на выборы 2021 года ведёт в трёх регионах в сумме 38 человек. Среди них новичками электорального процесса можно назвать только четверых (10,5%). Примечательно, что двое из новобранцев являются помощниками действующих депутатов Законодательного собрания региона, а один — партийным функционером. И только последний «свежий» коммунист — это представитель бизнеса, директор АО «Оборонэлектронпроект» Григорий Пономаренко. Судя по этим данным, кадровый ресурс партии в трёх южных регионах крайне скуден. Учитывая давнюю проблему ретроградности партии и насущный запрос на обновление не только повестки, но и персонального состава, предложенные списки КПРФ не впечатляют, даже несмотря на то, что, по данным ВЦИОМ, они могут надеяться на 12%. А если КПРФ и получит этот результат, то благодарить придётся не столько собственное руководство, сколько потерявший своих героев протестный электорат.

По другую сторону спектра ЛДПР выдвинула 21 кандидата на выборы в Госдуму по трём регионам Юга. Среди них семь человек (33%) не имеют опыта избрания в представительные органы власти. Их территориальное распределение неравномерно. В Ставропольском крае все баллотирующиеся кандидаты занимают посты депутатов городских собраний. В Краснодарском крае замечены два новичка: один — помощник депутата Заксобрания края, второй — представитель управленческого состава Национальной топливной компании.

В Ростовской области несколько иная ситуация: пять из восьми выдвиженцев оказались без электорального опыта. Несмотря на то, что все они числятся в категории «партийные функционеры», среди них есть яркие молодые лица. 22-летний Никита Рыковский уже стал районным координатором ЛДПР, а 21-летний Денис Карасёв успел побывать руководителем молодёжного крыла партии и на областном, и на федеральном уровне. Однако говорить о каких-либо шансах увидеть молодую поросль партии Жириновского в Госдуме преждевременно: в одномандатных округах им придётся побороться с политическими тяжеловесами из «Единой России» (Ларисой Тутовой и Виталием Кушнарёвым).

Ростовская область делегирует чиновников и коммерсантов

Итого среди 40 кандидатов, выдвинутых четырьмя политическими партиями в Ростовской области как по федеральным спискам, так и по одномандатным округам, девять человек являются действующими депутатами Госдумы VII созыва. Больше всех новичков среди оппозиционных партий выдвинула на выборы КПРФ (10 человек), «Единая Россия» предложила 11 претендентов без опыта работы в Госдуме. Среди новых кандидатов от этой партии большинство задействовано в сфере образования (три человека), работают или управляют коммерческими обществами (четыре человека). Большая часть новых кандидатов от КПРФ работают в органах государственной и муниципальной власти. В эту категорию попали депутаты Законодательного собрания области, муниципальных представительных органов.

Что касается общественных групп, то к политическому представительству в первую очередь устремлены представители коммерческой сферы — 13 человек, а также чиновничество и лица, приобщённые к отправлению государственной или муниципальной власти (12).

По мнению Дмитрия Абросимова, оппозиционные партии выдвигают кандидатов из наиболее известных партийцев, в их обойме редко можно встретить действительно ярких новых персонажей. «Единороссы», по его мнению, рассчитывают также на свой обычный электорат — административный ресурс, который и даёт 30% на выборах за партию. Единственное новшество партийных списков — наличие там в верхних строчках двух сотрудников социальной сферы: врача и учителя. Но, как считает политолог, их мандаты могут достаться и кому-нибудь другому из списка — как решит партия.

Краснодарский край: разнообразие кандидатского корпуса

В Краснодарском крае мы обнаружили 35 кандидатов без опыта работы в Госдуме из 46, заявленных парламентскими партиями в этом регионе. «Справедливая Россия – За правду!» смогла рекрутировать самое большое количество новобранцев — 17 человек. Недавнее слияние с партиями, никогда не имевшими фракции в федеральной Думе, добавило справедливороссам свежего контингента. На втором месте по количеству новых лиц, потенциально попадающих в нижнюю палату российского парламента, «Единая Россия» (12 человек).

Состав кандидатского корпуса крайне разнообразен, однако доминируют те же сферы занятости. Коммерческая — присутствует у всех партий в относительно равных долях. Сфера государственного и муниципального управления выступает своего рода «кузницей кадров». 42% новых кандидатов при этом никогда не проходили процедуру выборов. Больше всего кандидатов, впервые вступающих на путь выборов, предложила «Справедливая Россия», заявив больше половины своего списочного состава (8 из 17 человек).

«В списках мало новых фамилий, — говорит директор Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный, — Видимо, руководство парламентских партий договорилось друг с другом, какие округа будут закрывать реальными кандидатами, а какие оставят под своих оппонентов ЛДПР и “эсеры”. Мне представляется, что их кандидаты прошли строгий отбор в администрации президента. Списки составлены предсказуемо. Каждая фамилия олицетворяет либо какую-то политическую группу, либо подчёркивает какую-либо социальную сферу, которую представляет кандидат».

Впрочем, по словам политолога, некоторым кандидатам по одномандатным округам даже от «Единой России» будет нелегко. «Глядя на их списки, не видно, что оппоненты ЕР действительно хотят получить больше одного мандата от края. В первых рядах идут политические долгожители», — считает Геннадий Подлесный.

Ставропольский край — консервативный регион с кадровыми проблемами

В Ставропольском крае оказалась самая высокая доля старожилов в списке кандидатов парламентских партий (20 из 39 человек, 51%). Из 19 новобранцев восемь относятся к единороссам, четыре к коммунистам, ещё четыре к справедливороссам и трое — к ЛДПР. Примечательно, что правящая партия при этом выдвинула и самое большое количество кандидатов, у которых нет опыта борьбы за депутатские кресла ни на муниципальном, ни на региональном уровне. Пять человек из восьми, одобренных на ХХ съезде партии, впервые баллотируются на выборы в представительный орган власти. Говорить о сферах занятости на основании такой выборки не очень объективно, но, тем не менее, интересно. Государственные и муниципальные органы управления для всех партий остаются основным источником рекрутирования. На Ставрополье все парламентские партии пополнились представителями законодательных органов муниципального и регионального уровня. В списке оказался только один представитель исполнительной власти — губернатор.

«Главная особенность нынешней кампании для партий — победить политический абсентеизм (уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах), — говорит руководитель аналитического центра “Акценты” Антон Чаблин. — На выборах отражаются и региональные факторы (коррупционные скандалы), и федеральные (исчерпание крымского консенсуса, экономический кризис), но в целом на выходе в кампанию популярность “Единой России” несколько ниже, чем было в 2016 году, зато больше доля неопределившихся избирателей. По моим оценкам, не менее 40 процентов избирателей — это та электоральная база, за которую и будут конкурировать партии».

Непарламентские партии — территория общественников

Реальный расклад политических сил требует учесть ещё и непарламентские партии, которые в общей массе, по результатам опросов ВЦИОМ, могут получить 13,3% голосов. Повлияет ли это на состав Госдумы нового созыва, пока непонятно. Непарламентские партии традиционно предлагают максимально свежий контингент кандидатов. Политический небосвод в последние два года накануне думских выборов пополнился новыми звёздами, настойчиво требующими внимания к себе. Одним из таких ярких проектов стала партия «Новые люди», которая сформировала свой региональный список 4 июля.

Примечательно, что от 30 до 50% кандидатов региональной группы федерального списка готовы попытать счастья и на выборах в одномандатных округах. Так партия перекрывает кадровый недостаток. Среди кандидатов в трёх регионах Юга нет ни одного человека, ранее избранного в представительные органы власти. В каждом из региональных списков кандидатов присутствуют блогеры, что вполне соотносится с концепцией партии, рассчитанной на молодёжный электорат. Однако самой заметной профессиональной группой среди «Новых людей» стали деятели общественных организаций социальной и экономической направленности. Так, в Краснодарском крае региональную группу возглавил Сергей Кусмаков — координатор общественного движения «Пост №1». В этом же регионе баллотируются заместитель директора АНО «Россия — страна возможностей» Владислав Даванков, сопредседатель краевого отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Мурат Дударев. В Ростовской области партия ведёт на выборы творческих деятелей, художников, преподавателей, блогеров. Насколько прорывным будет список кандидатов от партии, можно сказать только после начала агитационной кампании. Кандидатам предстоит регистрация в ЦИК, на этой стадии может произойти отсев по формальным основаниям. Только реальная политическая борьба с крупными игроками в лице представителей парламентских партий покажет жизнеспособность «Новых людей».

Свой список на момент подготовки номера раскрыла и партия «Яблоко». На сентябрьскую кампанию в трёх регионах Юга она выдвигает около тридцати человек. Из них только четверо обладают опытом работы в представительных органах власти, да и то муниципального уровня. Большая часть кандидатов от партии — представители коммерческой сферы, что естественно, учитывая либеральную направленность идеологии «яблочников». Однако «простым работягам» в списке тоже нашлось место. В Ростовской области в одномандатных округах баллотируются санитар городской больницы, капитан команды КВН из Ростова-на-Дону Владимир Берадзе и репетитор Александр Рябчук; в Краснодарском крае — самозанятые Елена Фисенко и Александр Кузьменко. Насколько эти кандидаты способны создать конкуренцию политическим тяжеловесом — вопрос открытый, однако, вовлекая учителей, медиков и общественных деятелей в пул партийных кандидатов, непарламентские партии отвечают на социальный запрос поддержки образования и здравоохранения, а также запрос на общественный контроль органов власти.