Текущие проблемы, которые создал коронавирус, во многом отодвинули на задний план осмысление более долгосрочных трендов и вызовов, которые они формируют. «Эксперт ЮГ» подводит итоги исследования «Спрос на качество жизни: потенциал партнёрства в сфере общественного здоровья», в рамках которого мы попытались выяснить, с одной стороны, какие тренды в сфере общественного здоровья фиксируют ключевые игроки этой сферы. С другой, мы спрашивали их о долгосрочных целях развития, о барьерах и о потенциале партнёрства. В исследовании принимали участие руководители организаций и эксперты в сфере общественного здоровья — представители государственного и частного здравоохранения, медицинской науки и образования, индустрии питания, спорта и красоты. В ходе анкетирования был опрошен 101 респондент — это были эксперты в сфере общественного здоровья (38%), топ-менеджеры и руководители отделов (33%), руководители организаций (30%). Для подавляющего их большинства юг России — основной регион ведения деятельности. Также нами были проведены около десятка интервью и круглый стол в Ростове-на-Дону.
Респонденты указывают, что революция, связанная со спросом на ЗОЖ, произошла, прежде всего, в информационной сфере. Локомотивы процесса — СМИ и государство
Рост спроса на ЗОЖ и новые вызовы
Первой задачей исследования было понять, какие тренды в сфере общественного здоровья являются наиболее очевидными для наших респондентов. Более половины из них (55%) в качестве самого актуального тренда назвали рост спроса на товары или услуги, связанные с заботой о здоровье — у этого пункта большой отрыв (см. график 1). Это очень важно увидеть тем, кто считает голословным мнение о росте спроса на здоровье. Второе место заняли три направления, набравшие примерно равное количество голосов (28-30%), — рост спроса на занятия спортом, на профилактику болезней и диагностику заболеваний, на диеты и программы питания. Эти данные подтверждают прежде всего, что само общество сегодня предъявляет повышенный спрос на здоровый образ жизни. Люди действительно стали больше интересоваться этой темой, они готовы платить деньги за включение тех или иных аспектов заботы о здоровье в свою жизнь, будь то занятия спортом, правильное питание, диагностические и лечебно-оздоровительные процедуры. При этом минимальное количество голосов было отдано таким трендам, как снижение спроса на алкогольную (6,9%) и табачную продукцию (11,9%).
Важно и то, как внешняя среда реагирует на повышенный спрос на ЗОЖ. Почти 37% респондентов полагают, что в регионе стало гораздо больше доступных спортивных площадок (см. график 2). Более четверти (26%) отмечают, что в регионе стало гораздо больше бегунов, велосипедистов и других сообществ, развивающих ЗОЖ. По 25% голосов отдано таким трендам, как увеличение количества фитнес-центров и разного рода экомаркетов и магазинов здорового питания.
Рост спроса на ЗОЖ и на качество жизни в целом ставит перед организациями, работающими в сфере общественного здоровья, новые вызовы. По мнению респондентов, главным таким вызовом является активизация работы в сфере продвижения: так считают 41% ответивших (см. график 3). Далее по значимости следует организация эффективной просветительской работы с населением (31%). По 22% голосов респонденты отдали тезисам о том, что компаниям необходимо разрабатывать принципиально новые товары или услуги и расширять сеть торговых точек. Эти приоритеты показывают, что организации озабочены прежде всего тактическими задачами, которые позволят не проиграть конкуренцию на растущем рынке и вовремя заложить в головы активизировавшегося покупателя правильные идеи.
В ходе исследования мы задали вопрос о том, кто из игроков сферы общественного здоровья сегодня играет наибольшую роль в формировании спроса на ЗОЖ. При ответе на данный вопрос на первое место вышли, как ни странно, СМИ (34%). На втором оказались федеральные отраслевые власти (33%), на третьем — спортивные и лечебно-оздоровительные комплексы (32%) (см. график 4). Фактически респонденты указывают, что революция произошла, прежде всего, в информационной сфере. И ней нет очевидного лидера: стоит обратить внимание на то, как много игроков получают сопоставимое количество голосов. Впрочем, нужно отметить, что именно федеральные власти инициировали разработку и принятие стратегии популяризации ЗОЖ.
Государство — безальтернативный локомотив вовлечения в ЗОЖ
Между тем, большинство респондентов считают, что ответственность за вовлечение граждан в здоровый образ жизни должны взять на себя представители государственной власти на всех трёх уровнях: федеральном — 57%, региональном — 39%, муниципальном — 37% (см. график 5). При этом 36% возлагают большую надежду на СМИ. Ещё четверть ответивших в качестве локомотива ЗОЖ видят государственную медицину. Других претендентов на эту роль, как мы видим, особенно не просматривается. Государству во всех его проявлениях альтернативы нет.
Правда, на вопрос о том, знакомы ли респонденты с принятой в 2020 году государственной стратегией формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, самая крупная доля респондентов говорит о том, что с документом знакома поверхностно. Только 16% хорошо понимают, о чём речь. Это не очень нормально, если учесть, что этот документ касается всех, кто работает в сфере общественного здоровья.
Более половины респондентов считают, что первоочередной задачей в рамках реализации стратегии является пропаганда ЗОЖ и информирование населения о его различных аспектах (см. график 6). Вторым по значимости направлением (41%) стало расширение охвата населения диспансеризацией и профилактическими медицинскими осмотрами. На третьем месте (24%) — обеспечение экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности человека. Таким образом, опорами общественного здоровья являются повышение мотивации населения к ведению ЗОЖ, масштабная диспансеризация и благоприятная экология.
Мы предложили респондентам ряд пунктов, которые соотносятся с обозначенными ООН целями устойчивого развития, а именно с целью 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте». Проголосовать можно было за несколько вариантов. Самый популярный отчет на этот вопрос — «все пункты важны, не могу выбрать главный» (38%) (см. график 7). На второй позиции, со значительным отрывом от других, цель по увеличению средней продолжительности жизни (36%). На третьей позиции (23%) — снижение смертности от неинфекционных заболеваний, к которым относятся сердечно-сосудистые, онкологические, бронхолёгочные заболевания и сахарный диабет.
Главные инструменты — пропаганда и повышение доступности ЗОЖ
Внедрять модели ЗОЖ в повседневную жизнь граждан можно с помощью различных мер, как стимулирующего и информационного характера, так и ограничительного. Участники нашего исследования полагают, что наибольшей эффективностью будут обладать меры, связанные с усилением контроля за качеством продуктов питания (55%), привлечением работодателей к реализации мероприятий по укреплению здоровья сотрудников (50%), созданием дополнительных экономических стимулов для занятий спортом (31%) и обеспечением доступности спортивной инфраструктуры для всех слоёв населения (31%) (см. график 8). Показательно, что за ограничительные меры выступает гораздо меньшее количество респондентов. Так, за ограничение рекламы вредных продуктов питания высказалось 26% опрошенных, за создание дополнительных ограничений в сфере распространения алкоголя и табака — 17%.
Отметим, что современный ритм жизни, ограниченные материальные возможности, а также определённые условия внешней среды зачастую не позволяют придерживаться всех аспектов здорового образа жизни даже при большом желании. Часто встречаются ситуации, когда люди занимаются спортом, но при этом не отказываются от вредных привычек, или же, наоборот, соблюдают правильное питание при низкой физической активности. Когда мы спросили респондентов о том, какие проблемы внешней среды в сфере общественного здоровья получают недостаточно внимания со стороны государства или игроков данной сферы, лидирующие позиции заняли два пункта: недоступность качественных медицинских услуг для части населения — 57,4%, а также недоступность ЗОЖ для некоторых слоёв населения — 35%. Важными проблемами, которым не уделяется достаточно внимания, респонденты посчитали также психологическое состояние граждан (34,7%) и неблагоприятную экологию (29%) (см. график 9).
Таким образом, наряду с группами населения, демонстрирующими высокий спрос на ЗОЖ, существуют также те, кто по тем или иным причинам не имеет возможности улучшать образ жизни. В связи с этим возникают вопросы о том, как вовлекать эти группы в заботу о своём здоровье и каким образом сделать ЗОЖ доступным для больше числа граждан.
При ответе на вопрос «Развитие партнёрства с какими участниками сферы общественного здоровья наиболее перспективно для вашей организации?» также лидируют государственная власть, госмедицина — добавляются к составу лидеров только спортивно-оздоровительные комплексы (см. график 10). Нужно сказать, что при живом обсуждении проблематика перспективных партнёрств гораздо разнообразнее. Собеседники быстро приходят к выводу, что ни спорт, ни правильное питание, ни потребление БАДов в отрыве от медицины существовать не могут, а если существуют, то создают дополнительные проблемы для здоровья граждан.
Однако в качестве центра, который объединит все необходимые ресурсы, привлечёт образовательные и медицинские организации, СМИ, создаст определенную систему преференций и ограничений, респонденты видят только государство. Для этого есть основания. Проблемы общественного здоровья уже вышли на первый план на государственном уровне — так, в 2020 году была принята уже упомянутая стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний до 2025 года. Она призвана на 25% сократить смертность граждан РФ от неинфекционных заболеваний, которые, согласно данным Минздрава, являются причиной почти трёх четвертей всех смертей в России.
Как корректировать образ жизни
Проблематика общественного здоровья многоаспектна и требует рассмотрения под разными углами. По данным ВОЗ, здоровье человека примерно на 50-55% зависит от его образа жизни, на 20-25% — от состояния окружающей среды, на 15-20% — от генетических факторов и на 10-15% — от возможностей медицины.
Если говорить об образе жизни, то одновременно с повышением спроса на ЗОЖ мы можем наблюдать в обществе множество негативных тенденций, касающихся именно образа жизни. Так, по мнению респондентов, проблемы образа жизни населения прежде всего связаны с несбалансированным питанием (53%), низкой физической активностью (51%), высоким уровнем стресса (37%) и несбалансированным режимом труда и отдыха (35,6%) (см. график 11).
Вредные привычки — одно из препятствий для ЗОЖ. Мы спросили о том, какие меры по снижению рисков, связанных с табакокурением, принятые на государственном уровне, являются наиболее эффективными. Многие уверены, что наибольший эффект дают запрет рекламы табачных изделий (47%) и запрет на курение в общественных местах (39%) (см. график 12). Ещё 35% склоняются к тому, что курильщики нуждаются не в запретах, а в помощи по отказу от курения и лечения табачной зависимости.
При ответе на открытый вопрос «Что делать с теми, кто не отказывается от курения?» участники опроса предлагали «создавать на государственном уровне финансовые стимулы для некурящих», «вводить для курильщиков ограничительные меры», «оказывать психологическую помощь», «проводить планомерную просветительскую работу», «предлагать альтернативные варианты (электронные сигареты и т.п.)»
Использование альтернативной традиционным сигаретам продукции — бездымных устройств потребления никотина — является одним из трендов последнего времени. Однако отношение к новым технологиям пока не сложилось. Мы задали вопрос: считаете ли вы, что переход «традиционных» курильщиков на потребление бездымных технологий доставки никотина позволит снизить заболевания, связанные с табакокурением? Самый популярный ответ на данном этапе — «скорее не позволит» (33%), ещё 28% полностью уверены в отсутствии положительного эффекта. Итого около 60%. Однако оставшиеся 40% уже сформировали положительное отношение к новым технологиям доставки никотина (см. график 13).
«Узкие» места российского здравоохранения
Но очевидно, что помимо мер по созданию и продвижению идеологии ЗОЖ, для реализации долгосрочных целей укрепления общественного здоровья необходимо обеспечить высокий уровень системы медицинских профилактических осмотров и диспансеризации населения. Более 60% респондентов считают, что система медицинской профилактики в РФ развита недостаточно, и только 11% уверены в её высоком уровне (см. график 14).
Построению эффективной системы профилактики неинфекционных заболеваний будет способствовать, в первую очередь, целенаправленная деятельность по сокращению всех факторов риска неинфекционных заболеваний — так ответили 55% респондентов (см. график 15). Обеспечение доступности высокотехнологичной диагностики неинфекционных заболеваний для всех слоёв населения считают необходимым 31% респондентов. Ещё 28% полагают целесообразным вовлечение в систему профилактики сотрудников здравоохранения на разных уровнях как в государственных, так и в частных медучреждениях. И 27% высказались за увеличение объёмов финансирования на модернизацию здравоохранения в целом.
Однако на данный момент построению эффективной системы в сфере общественного здоровья мешает ряд объективных проблем. Наиболее актуальной является нехватка специалистов в медучреждениях, о которой заявляют 63% респондентов (см. график 16). У этой проблемы большой отрыв от остальных. Следующей по значимости стала дороговизна качественных медицинских услуг (37%). И 19% обеспокоены дефицитом современного оборудования в медучреждениях.
При этом показательно, что подавляющее большинство ответивших (более 90%) считает актуальной проблему качества врачебных услуг, предоставляемых сегодня пациентам. По их мнению, основные причины такого положения дел — низкий уровень оплаты труда врачей (46%), нехватка времени на работу с пациентом (42%), дефицит современного медицинского оборудования (32%), а также нехватка компетенций в рамках своей специальности (32%) (см. график 17).
Попросту говоря, врачи сегодня находятся в очень тяжёлой ситуации. Им одновременно не хватает уровня компетенций, времени на работу с пациентом, оборудования и достойной оплаты труда. Что тут главное, сказать трудно — проблемы явно взаимосвязаны. Но очевидно, что перемены в системе здравоохранения нужно начинать и заканчивать решением сложившихся проблем самих врачей.